Публикуемая историческая справка была подготовлена как служебный документ, но может оказаться полезной и для посетителей нашего сайта.
Богоявленский собор был построен в 1776–1790 годах во втором Костромском кремле (называемом так в отличие от первого, располагавшегося в XIII–XV веках несколько выше по течению Волги, у впадения в нее реки Сулы, и сгоревшего в пожаре 1413 года) на месте прежнего женского Крестовоздвиженского монастыря, разрушенного пожаром 18 мая 1773 года.
Богоявленский собор и четырехъярусная 64-метровая колокольня в единой связи с ним строились по проекту и под руководством выдающегося костромского архитектора-самоучки Степана Андреевича Воротилова (1741–1792). Современные исследователи считают, что основой для воротиловского проекта колокольни послужил проект колокольни Смольного монастыря в Санкт-Петербурге, разработанный Б.Ф. Растрелли в 1747–1749 годах, но так и не реализованный.
Богоявленский собор изначально строился как собор «теплый», отапливаемый, и это объяснялось насущной необходимостью. До его постройки богослужения в холодное время года в Костромском кремле совершались в «теплом» приделе во имя святого великомученика Феодора Стратилата при «холодном» Успенском соборе, в стенах которого хранилась главная костромская святыня – чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. Множество костромичей, приходивших помолиться пред чудотворной иконой Царицы Небесной, в холодное время теснились в небольшом приделе и испытывали большие неудобства.
Строительство Богоявленского собора, как и в целом перестройка всего Костромского кремля после пожара 1773 года, осуществлялось под общим руководством епископа Костромского и Галичского Симона (Лагова), высокообразованного и деятельного иерарха, управлявшего Костромской епархией в 1769–1778 годах. Владыка Симон рассматривал Костромской кремль как будущий духовно-административный центр епархии, прилагал особые усилия к прославлению пребывавшей в Успенском соборе чудотворной Феодоровской иконы Богоматери и намеревался перенести в кремль архиерейский дом, со времени учреждения епархии находившийся в Свято-Троицком Ипатьевском мужском монастыре. Однако перевод епископа Симона на Рязанскую кафедру (решение Святейшего Синода последовало 31 марта 1778 года, епископ Симон покинул Кострому 2 мая того же года) не позволило реализовать все эти планы в полноте. Тем не менее благодаря деятельности епископа Симона и творческому гению С.А. Воротилова над Волгой рядом с древним Успенским собором возник прекрасный соборный ансамбль с величественной колокольней, ставшей архитектурной доминантой Костромы.
Точных указаний на причину выбора праздника Богоявления Господня для посвящения собора не сохранилось, но можно предполагать, что причина тому – сложившаяся к XVIII столетию традиция совершения начинавшихся из Костромского кремля общегородских ежегодных крестных ходов (так называемых генеральных) с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери и другими костромскими святынями, при участии всего городского духовенства. Из всех генеральных крестных ходов, которых к началу ХХ века насчитывалось девять (в год), лишь один – в праздник Богоявления, из кремля на реку Волгу для освящения воды – приходился на холодное время года, когда богослужения должны были совершаться в «теплом» соборе.
Богоявленский собор строился как храм с одним престолом, но двухэтажный, с криптой (подклетом; позднее, в XIX веке, в крипте была устроена усыпальница с церковью). В соборе могло поместиться до 1300 молящихся, паперть вмещала еще около 300 человек. В фонаре собора (под куполом), тогда отделенном сводом от внутреннего пространства храма, располагалась соборная библиотека, специально предназначенная для пользования костромским духовенством (в 1884 году свод разобран, библиотека перенесена во флигель соборной ограды). На колокольне располагались 11 колоколов общим весом 2400 пудов, самый большой из которых – отлитый после пожара 1773 года на пожертвования костромского купца Косьмы Ивановича Углечанинова – имел вес 1160 пудов. Также на колокольне в 1820 году были установлены часы с боем.
Основные строительные работы в Богоявленском соборе завершились в 1785 году. В 1786 году в соборе был установлен иконостас, в 1788 году иконостас вызолотили и установили в нем иконы. Освящение Богоявленского собора совершил в декабре 1790 года епископ Костромской и Галичский Павел (Зернов). С построением в 1790‑х годах двух так называемых соборных домов (из первоначально планировавшихся четырех) соборный ансамбль Костромского кремля – Успенский собор, Богоявленский собор, колокольня, соборные дома, Святые ворота с оградой – обрел свой законченный облик, сохранявшийся до уничтожения кремля в 1934 году.
В 1835 году Успенский и Богоявленский соборы стали кафедральными соборами Костромской епархии (до этого с 1744 года кафедра костромского епископа пребывала в Троицком соборе Ипатьевского монастыря). В документах при упоминании храмов Костромского кремля обычно встречается обобщающее именование «Успенский кафедральный собор», поскольку оба собора имели единый клир и общее хозяйственное устроение. В Успенском соборе богослужения совершались в теплое время года, в Богоявленском – в холодное; соответственно порядку служб из одного собора в другой переносили чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери (в обоих соборах она помещалась в иконостасе слева от Царских врат).
Ко второй половине XIX века Богоявленский собор стал тесен для богомольцев, поскольку население Костромы увеличивалось; в церковные праздники Богоявленский собор наполнялся молящимися так, что, по свидетельству клириков собора, даже свечи в нем гасли от духоты, и в некоторых случаях доступ в собор приходилось ограничивать с помощью полиции. Чтобы устранить эти неудобства, епископ (с 1868 года архиепископ) Костромской и Галичский Платон (Фивейский), управлявший Костромской епархией в 1857–1877 годах, предпринял расширение Богоявленского собора пристройкой к нему с севера и юга обширных приделов.
Закладка приделов состоялась 4 сентября 1866 года, и уже 10 ноября 1868 года архиепископ Платон совершил освящение правого (южного) придела в честь Феодоровской иконы Божией Матери и во имя святого благоверного великого князя Александра Невского и преподобного Иосифа Песнописца. Выбор святых для посвящения придела объясняется тем, что это – небесные покровители императора Александра II и Осипа (Иосифа) Ивановича Комиссарова; таким образом, в посвящении придела отражена была историческая память о покушении Каракозова на императора Александра II и спасении государя (по официальной версии) костромичом, уроженцем села Молвитино (ныне поселок Сусанино) О.И. Комиссаровым. Левый (северный) придел собора – в честь Боголюбской иконы Божией Матери и во имя святого мученика Платона (18 июня ст.ст. 1809 года, в день празднования Боголюбской иконе Божией Матери, родился Павел Фивейский – будущий архиепископ Платон, а святой мученик Платон стал его небесным покровителем в монашеском постриге) – был освящен архиепископом Платоном 3 марта 1873 года. После пристройки приделов Богоявленский собор стал вмещать до 6000 молящихся.
По завещанию архиепископа Платона, скончавшегося 12 мая 1877 года, его тело было погребено под Богоявленским собором. По распоряжению преемника владыки Платона – епископа Костромского и Галичского Игнатия (Рождественского), управлявшего Костромской епархией в 1878–1883 годах – в крипте под собором устроили усыпальницу с церковью во имя преподобного Сергия Радонежского; освящение этой церкви епископ Игнатий совершил 23 сентября 1878 года. Впоследствии в этой усыпальнице были погребены сам епископ Игнатий (+1883) и епископ Костромской и Галичский Виссарион (Нечаев; +1905). Также, еще до кончины архиепископа Платона, в 1876 году под предалтарием правого придела Богоявленского собора был погребен ключарь кафедрального собора протоиерей Павел Островский, церковный историк и краевед, дядя знаменитого драматурга А.Н. Островского.
В Богоявленском соборе совершали богослужения все костромские архипастыри, начиная с епископа Павла (Зернова) – освятившего собор в 1790 году – до архиепископа Серафима (Мещерякова), при котором в 1922 году соборы Костромского кремля перешли к обновленцам. Здесь служили выдающиеся представители костромского духовенства: протоиерей Иаков Арсеньев (1768–1848), протоиерей Павел Островский (1807–1876), протоиерей Иоанн Поспелов (1821–1910). Богоявленский собор посещался гостями Костромского кремля – царственными особами и архипастырями, представителями духовенства, военачальниками, чиновниками и купечеством, деятелями искусства и культуры. Сюда во множестве стекались костромичи и паломники, в особенности на торжественное празднование в честь Феодоровской иконы Божией Матери 14 марта (ст.ст.). Кроме чудотворного образа Царицы Небесной здесь хранились и другие святыни Костромского кремля – в частности, мощевик с мощами киево-печерских святых, переданными в собор уроженцем Костромской земли, выдающимся церковным иерархом митрополитом Киевским и Галицким Арсением (Москвиным; +1876).
После конфискации революционными властями в 1918 году зданий Костромской духовной семинарии и духовной консистории Богоявленский кафедральный собор – самое обширное церковное здание Костромы – стал также местом проведения церковных собраний, благочиннических совещаний духовенства, епархиальных съездов. Однако в 1922 году под давлением властей архиепископ Серафим (Мещеряков) и община кафедрального собора перешли в обновленческий раскол; незадолго перед этим прошла масштабная кампания по изъятию церковных ценностей, в ходе которой из соборного ансамбля Костромского кремля было изъято более 38 фунтов золота и более 57 пудов серебра, множество драгоценных и полудрагоценных камней из церковных украшений. В статусе обновленческих «кафедральных соборов» храмы Костромского кремля действовали до 1929 года, когда состоялось их окончательное закрытие. После этого Богоявленский собор использовался в хозяйственных целях – в частности, некоторое время как зернохранилище.
В 1934 году соборный ансамбль Костромского кремля (в том числе и Богоявленский собор) был почти полностью уничтожен, от кремля сохранились лишь два соборных дома и сторожка соборной ограды. Первые взрывы, разрушавшие соборный ансамбль, прозвучали 8 июля 1934 года, затем последовали череда взрывов и разборка руин для получения строительных материалов. В дальнейшем на месте Богоявленского собора располагался пустырь, входивший в состав Центрального парка города Костромы.
В 1991 году выдающийся костромской архитектор-реставратор, заслуженный работник культуры РСФСР Леонид Сергеевич Васильев (1934–2008) разработал проект восстановления Богоявленского собора – который не был реализован, но принес большую пользу при начале воссоздания Костромского кремля в XXI веке. В 1998 году правительство Российской Федерации утвердило программу социально-экономического развития Костромской области до 2005 года, которой предусматривалось финансирование восстановления колокольни Богоявленского собора Костромского кремля. Однако эта программа также не получила практического воплощения: 26 декабря 2003 года референт Костромского епархиального управления иеромонах Ферапонт (ныне митрополит Костромской и Нерехтский) совершил молебен на месте воссоздания колокольни и освятил ее закладные камни, но ограниченный объем финансирования и организационные трудности так и не позволили приступить к восстановлению колокольни по существу.
Принципиальное изменение ситуации вокруг воссоздания Костромского кремля (и прежде всего Богоявленского собора) связано с именами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и выдающегося российского благотворителя и мецената, президента ООО «Корпорация ВИТ» Виктора Ивановича Тырышкина.
19 июля 2015 года в ходе визита в Костромскую епархию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Костромской кремль и совершил чин освящения закладного камня в основание Успенского собора. Осенью 2015 года в Костромском кремле начались археологические работы на месте расположения Богоявленского собора и колокольни, а 22 декабря 2015 года губернатором Костромской области Сергеем Константиновичем Ситниковым было издано распоряжение о реализации проекта по воссозданию храмового комплекса Костромского кремля. Возрождение кремля осуществляется на средства и под руководством Виктора Ивановича Тырышкина, а главным архитектором этого проекта стал Алексей Михайлович Денисов – архитектор-реставратор высшей категории, академик Российской Академии архитектурного наследия. При разработке проекта собора было решено воссоздавать его в формах XVIII века, таким, каким собор был построен С.А. Воротиловым – то есть без боковых приделов, пристроенных в XIX веке.
20 мая 2016 года епископ Костромской и Галичский Ферапонт совершил в Центральном парке Костромы молебен перед началом восстановления Богоявленского собора и колокольни. Строительные работы начались летом того же года. Следует отметить, что предварительно (в 2015–2016 годах) составленный график восстановления Костромского кремля впоследствии претерпел изменения для повышения эффективности строительных работ. Первоначально планировалось все силы сконцентрировать на возведении колокольни, а затем перейти к строительству Богоявленского собора. Однако опыт показал: практичнее возводить колокольню и собор одновременно – что и было сделано. При строительстве Богоявленского собора и колокольни использовались современные материалы и технологии, что позволило при полном сохранении исторического облика существенно уменьшить (по сравнению с проектом XVIII века) толщину стен, разместить внутри зданий дополнительные конструкции и объемы: лифты на колокольне, помещения для музея Костромского кремля.
17 апреля 2017 года, в понедельник Светлой седмицы, митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт совершил первый пасхальный молебен в строящемся Богоявленском соборе. В ноябре 2018 года на колокольню собора были подняты колокола, отлитые на колокольном заводе в городе Тутаеве (Ярославская область). 27 марта 2019 года на колокольне установили крест, а 13 августа того же года крест увенчал главку Богоявленского собора. В апреле 2023 года в соборе завершилась установка вновь изготовленного иконостаса. Одновременно в крипте (нижний ярус собора) был устроен храм-памятник воинской славы; в нем размещены памятные плиты с именами воинов-костромичей, защищавших Отечество. Эскизы мемориальных знаков разрабатывали историки, архивисты и члены Российского военно-исторического общества. В храме установлено 28 плит, где перечислены имена 262 Героев Советского Союза и России, а также указаны наименования воинских соединений, особо отличившихся при защите Родины.
Литература
1. Арсеньев И.А., прот. Описание костромского Успенского собора, составленное в 1829 году протоиереем оного собора и кавалером Иаковом Арсеньевым. М., 1829.
2. Арсеньев И.А., прот. Описание костромского Успенского собора, учрежденного по высочайшему повелению в 1835 году кафедральным, составленное в 1829 году протоиереем оного собора и кавалером Иаковом Арсеньевым, а ныне вновь исправленное. М., 1837.
3. Бронзов К.Д., прот. К истории города Костромы и епископа его Симона (Лагова) // Костромские епархиальные ведомости. 1891. № 5. Часть II, отдел неоф. С. 101–105.
4. Васильев Л.С. Архитектурный ансамбль Костромского кремля // Возрождение Костромского кремля. Кострома, 2016. С. 22–28.
5. Васильев Л.С. Богоявленский кафедральный собор Костромского кремля // Васильев Л.С. Об архитектурном наследии Костромского края. Кострома, 2014. С. 19–23.
6. Возрождение Костромского кремля / авт.-сост. Семенова А.В. Кострома, 2016.
7. Возрождение Костромского кремля / авт.-сост. Семенова А.В. Изд. 2‑е, доп. Кострома, 2017.
8. Демидов С.В. Архитектор-самоучка С.А. Воротилов // Памятники культуры: новые открытия : Ежегодник 1989. М., 1990. С. 409–416.
9. Ковалева Л.А. Костромской кремль. Взгляд сквозь века. Кострома, 2019.
10. Костромской кремль : Сборник материалов. Изд. 2‑е / сост. Семенова А.В. Кострома, 2023.
11. Кудряшов Е.В. Архитектурный ансамбль центра Костромы. Ярославль, 1992.
12. Лебедев Д.И. [протоиерей.] История соборных храмов Феодоровского и Успенского в городе Костроме в связи с повестью о Феодоровской иконе Богоматери, краткой историей и топографией древнего города : Историко-археологический очерк. Кострома, 2010.
13. Островский П.Ф., прот. Историческое описание костромского Успенского кафедрального собора, составленное того собора священником П. Островским. М., 1855.
14. Поспелов И.Г., прот. Теплый Богоявленский собор при костромском кафедральном Успенском соборе // Костромские епархиальные ведомости. 1885. Отдел II, часть неоф. № 2. С. 25–31; № 3. С. 45–53; № 4. С. 73–83.
15. Ферапонт (Кашин), митрополит Костромской и Нерехтский. Костромской кремль и его святыня : Материалы по истории чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери и Костромского кремля в XIX–XX веках. Кострома, 2022.
16. Цеханский Р.В. Всевидящее око и ключи от рая. Размышления об образцах Богоявленского собора и колокольни Костромского кремля // Костромской кремль : Сборник материалов. Изд. 2‑е / сост. Семенова А.В. Кострома, 2023. C. 242–259.
На фото: Богоявленский собор Костромского кремля. Фото начала ХХ века.
Соб. инф.