Сайт создан по благословению митрополита Костромского и Нерехтского ФЕРАПОНТА

Доклад митрополита Ферапонта на пленарном заседании научно-практической конференции

Пуб­ли­ку­ем текст докла­да мит­ро­по­ли­та Костром­ско­го и Нерехт­ско­го Фера­пон­та на пле­нар­ном засе­да­нии VI Меж­ду­на­род­ной науч­но-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции «Исто­ри­че­ская память и духов­ный опыт фор­ми­ро­ва­ния рос­сий­ской госу­дар­ствен­но­сти. Воз­рож­де­ние свя­ты­ни: Костром­ской кремль» (6 октяб­ря 2023 года). 

Мит­ро­по­лит Костром­ской и Нерехт­ский ФЕРАПОНТ

Костромской кремль и его святыня в истории России 

Воз­рож­де­ние Костром­ско­го крем­ля, совер­ша­ю­ще­е­ся на наших гла­зах и 24 сен­тяб­ря озна­ме­но­ван­ное тор­же­ствен­ным освя­ще­ни­ем вос­со­здан­но­го из руин небы­тия Бого­яв­лен­ско­го собо­ра, побуж­да­ет нас дать оцен­ку крем­лю не толь­ко как уни­каль­но­му памят­ни­ку цер­ков­ной архи­тек­ту­ры, как исто­ри­че­ско­му и духов­но-адми­ни­стра­тив­но­му цен­тру Костро­мы на про­тя­же­нии веков – но и как месту, объ­ек­ту, име­ю­ще­му осо­бое зна­че­ние для всей Рос­сии, для ее госу­дар­ствен­но­сти. Это без­услов­но важ­но и с духов­ной точ­ки зре­ния, и в цер­ков­но-обще­ствен­ном смыс­ле. Такая оцен­ка, мож­но ска­зать, напол­нит осо­бым внут­рен­ним содер­жа­ни­ем про­цесс мате­ри­аль­но­го вос­со­зда­ния собор­но­го крем­лев­ско­го ансам­бля – а этот про­цесс по бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Руси Кирил­ла и попе­че­ни­ем наше­го хра­мо­зда­те­ля, выда­ю­ще­го­ся бла­го­тво­ри­те­ля и меце­на­та Вик­то­ра Ива­но­ви­ча Тырыш­ки­на, выхо­дит сей­час на новый важ­ный этап: вслед за Бого­яв­лен­ским собо­ром будет вос­ста­нов­лен Успен­ский собор, исто­ри­че­ское место пре­бы­ва­ния чудо­твор­ной Фео­до­ров­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри.

Про­шлое крем­ля нераз­рыв­но свя­за­но с глав­ной свя­ты­ней Костром­ской зем­ли, чудо­твор­ным Фео­до­ров­ским обра­зом Цари­цы Небес­ной – а почи­та­ние этой свя­ты­ни, в свою оче­редь, явля­ет­ся свя­зу­ю­щим зве­ном меж­ду собы­ти­я­ми соб­ствен­но костром­ской исто­рии и лето­пи­сью бытия все­го Рос­сий­ско­го госу­дар­ства. Осе­ня­е­мые Фео­до­ров­ской ико­ной и вдох­нов­ля­е­мые зна­ме­ни­ем чудес­но­го заступ­ни­че­ства Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы, костром­ской князь Васи­лий Яро­сла­вич и вои­ны его дру­жи­ны в 1262 году нанес­ли пора­же­ние под­сту­пив­шим к Костро­ме вра­гам в бит­ве при Свя­том озе­ре. В 1382 году, во вре­мя наше­ствия на Моск­ву хана Тох­та­мы­ша, в Костро­ме – то есть, по суще­ству, за дере­вян­ны­ми сте­на­ми пер­во­го Костром­ско­го крем­ля, рас­по­ла­гав­ше­го­ся у места впа­де­ния в Вол­гу реч­ки Сулы – укрыл­ся от непри­я­те­лей свя­той бла­го­вер­ный вели­кий князь Димит­рий Дон­ской со сво­им семей­ством. Сюда же, в Костро­му, в 1409 году при наше­ствии на Русь вла­сти­те­ля Золо­той Орды Еди­гея уда­лил­ся из Моск­вы вели­кий князь Васи­лий Дмит­ри­е­вич, сын Димит­рия Дон­ско­го. И в даль­ней­шем мно­гие мос­ков­ские знат­ные семьи счи­та­ли обя­за­тель­ным для себя иметь в Костром­ском крем­ле (уже вто­ром, после пожа­ра 1413 года рас­по­ло­жив­шем­ся на нынеш­нем его месте) так назы­ва­е­мые осад­ные дво­ры, что­бы укры­вать­ся здесь от опас­но­стей в труд­ную годи­ну. Иссле­до­ва­те­ли костром­ской исто­рии соглас­но под­чер­ки­ва­ют, что такое зна­че­ние Костро­мы и ее крем­ля объ­яс­ня­лось тем, что город счи­тал­ся надеж­ным и защи­щен­ным местом – но силь­ным не толь­ко сво­и­ми обо­ро­ни­тель­ны­ми соору­же­ни­я­ми, а преж­де все­го покро­вом Цари­цы Небес­ной, дей­ствен­ным зна­ме­ни­ем кото­ро­го слу­жи­ла пре­бы­вав­шая в Успен­ском собо­ре Костром­ско­го крем­ля чудо­твор­ная Фео­до­ров­ская ико­на Бого­ма­те­ри.

Осо­бен­но зна­чи­мы­ми, судь­бо­нос­ны­ми для Костро­мы в исто­ри­че­ском плане яви­лись собы­тия мар­та 1613 года, после кото­рых – и до сего дня – наш город неофи­ци­аль­но име­ну­ет­ся «колы­бе­лью Дома Рома­но­вых». Ярким сви­де­тель­ством тако­го при­зна­ния роли Костро­мы в судь­бе цар­ской дина­стии ста­ла тра­ди­ция посе­ще­ния горо­да чле­на­ми цар­ско­го Дома – импе­ра­то­ра­ми, наслед­ни­ка­ми пре­сто­ла, вели­ки­ми кня­зья­ми и кня­ги­ня­ми. Пер­вый такой визит состо­ял­ся в 1767 году, когда Костро­му посе­ти­ла импе­ра­три­ца Ека­те­ри­на II; а с 1834 года, с при­бы­тия в наш город импе­ра­то­ра Нико­лая I, такие путе­ше­ствия фак­ти­че­ски ста­ли обя­за­тель­ны­ми и для рос­сий­ских само­держ­цев, и для наслед­ни­ков-цеса­ре­ви­чей. Очень важ­но отме­тить, что про­грам­ма таких визи­тов вклю­ча­ла посе­ще­ние двух костром­ских духов­ных цен­тров: Свя­то-Тро­иц­ко­го Ипа­тьев­ско­го мона­сты­ря и Костром­ско­го крем­ля; высо­чай­шие палом­ни­ки моли­лись здесь за бого­слу­же­ни­я­ми, а в крем­ле, кро­ме того, непре­мен­но покло­ня­лись чудо­твор­ной Фео­до­ров­ской иконе Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы. По такой же про­грам­ме орга­ни­зо­вы­ва­лись посе­ще­ния Костро­мы высо­ки­ми гостя­ми – госу­дар­ствен­ны­ми, цер­ков­ны­ми и обще­ствен­ны­ми дея­те­ля­ми.

Разу­ме­ет­ся, покло­не­ние чудо­твор­ной Фео­до­ров­ской иконе Бого­ма­те­ри под­чер­ки­ва­ло то зна­че­ние, кото­рое эта свя­ты­ня име­ла в собы­ти­ях 14 мар­та (по ста­ро­му сти­лю) 1613 года: ведь имен­но пред ликом чудо­твор­но­го обра­за, с молит­вой к Цари­це Небес­ной Миха­ил Фео­до­ро­вич Рома­нов и его мать, ино­ки­ня Мар­фа Иоан­нов­на, после дол­гих сомне­ний и раз­мыш­ле­ний реши­лись при­нять избра­ние юно­го Миха­и­ла Зем­ским собо­ром на все­рос­сий­ский пре­стол. Одна­ко обсто­я­тель­ства сло­жи­лись так, что зна­че­ние Костром­ско­го крем­ля в нача­ле исто­ри­че­ско­го пути цар­ско­го Дома Рома­но­вых ока­за­лось суще­ствен­но при­ни­же­но, хотя и не по чье­му-то зло­му умыс­лу. Ско­рее здесь имел место исто­ри­че­ский курьез, хотя и с дале­ко иду­щи­ми послед­стви­я­ми. И вот об этом сле­ду­ет ска­зать подроб­нее – имен­но сей­час, когда мы воз­вра­ща­ем Костром­ско­му крем­лю не толь­ко его внеш­ний облик, но и духов­ную зна­чи­мость. 

С XVII века и до насто­я­ще­го вре­ме­ни основ­ны­ми источ­ни­ка­ми для опи­са­ния того, что про­ис­хо­ди­ло в Костро­ме 13–14 мар­та 1613 года, явля­ют­ся два извест­ных пись­мен­ных памят­ни­ка: «Новый лето­пи­сец» и «Ска­за­ние Авра­амия Пали­цы­на». «Новый лето­пи­сец», состав­лен­ный око­ло 1630 года, и сей­час поль­зу­ет­ся у иссле­до­ва­те­лей ува­же­ни­ем как источ­ник, соста­ви­тель кото­ро­го про­яв­ля­ет «пора­зи­тель­ную, даже для оче­вид­ца и совре­мен­ни­ка опи­сы­ва­е­мых собы­тий, осве­дом­лен­ность» [1]. Автор же «Ска­за­ния» – келарь Тро­и­це-Сер­ги­е­ва мона­сты­ря ста­рец Авра­амий Пали­цын – был лич­но­стью ода­рен­ной, яркой, но при­том весь­ма неод­но­знач­ной. В сво­их лите­ра­тур­ных тру­дах ста­рец Авра­амий стре­мил­ся не толь­ко запе­чат­леть минув­шие собы­тия, но и под­черк­нуть соб­ствен­ную роль в них, ино­гда даже в ущерб исто­ри­че­ской объ­ек­тив­но­сти – то есть, по сло­вам одно­го из авто­ров XIX века, пытал­ся «вне­сти в исто­рию свой соб­ствен­ный пане­ги­рик» [2]. Впро­чем, мы не можем упрек­нуть авто­ра «Ска­за­ния» в том, что он пишет неправ­ду; да, он пишет прав­ду – но не всю, а его умол­ча­ния доволь­но крас­но­ре­чи­вы и пре­сле­ду­ют вполне кон­крет­ные цели. Таким обра­зом, ана­ли­зи­ро­вать про­из­ве­де­ние стар­ца Авра­амия сле­ду­ет с при­ме­не­ни­ем мето­да гер­ме­нев­ти­ки, рас­кры­вая под­лин­ные смыс­лы и того, что автор опи­сы­ва­ет, и того, о чем он наме­рен­но умал­чи­ва­ет.

В XVII, XVIII сто­ле­ти­ях и в нача­ле XIX века опи­са­ния собы­тий 14 мар­та 1613 года бази­ро­ва­лись на «Новом лето­пис­це», в кото­ром одно­знач­но гово­рит­ся: утром это­го дня посоль­ство Зем­ско­го собо­ра, при­быв­шее из Моск­вы «на Костро­му» для изве­ще­ния мате­ри и сына Рома­но­вых о состо­яв­шем­ся избра­нии Миха­и­ла Фео­до­ро­ви­ча на цар­ство, при­шло в Успен­ский собор Костром­ско­го крем­ля.

«Архи­епи­скоп же Фео­до­рит и боярин Федор Ива­но­вич Шере­ме­тев и все люди при­до­ша в собор­ную цер­ковь Пре­чи­стыя Бого­ро­ди­цы и пеша молеб­ны, и взя­ша чес­ныя кре­сты и мес­ной чюдо­твор­ной образ Пре­чи­стыя Бого­ро­ди­цы Федо­ров­ския и мно­гия ико­ны, и пои­до­ша в Ыпац­кой мона­стырь, и пеша молеб­ны у Живо­на­чаль­ные Тро­и­цы, и при­до­ша к нему, госу­да­рю, и к мате­ри ево…» [3]. 

Таким обра­зом, в собы­ти­ях утра 14 мар­та мы видим важ­ней­шее смыс­ло­вое содер­жа­ние: бук­валь­но вся Рос­сия, весь рус­ский народ в лице сво­их пред­ста­ви­те­лей, послов Зем­ско­го собо­ра, при­хо­дит в кремль на покло­не­ние костром­ской свя­тыне. Испол­не­ние исто­ри­че­ской мис­сии посоль­ства начи­на­ет­ся с молит­вы пред ликом чудо­твор­ной Фео­до­ров­ской ико­ны Бого­ма­те­ри, и лишь затем дей­ствие – вме­сте с ико­ной – пере­ме­ща­ет­ся из Костром­ско­го крем­ля в Ипа­тьев­скую оби­тель. 

Имен­но так виде­лась роль Костром­ско­го крем­ля в собы­ти­ях 14 мар­та с XVII сто­ле­тия до нача­ла XIX века. Эта кар­ти­на была отра­же­на в «Лето­пи­си о мно­гих мяте­жах» сере­ди­ны XVII сто­ле­тия [4], а так­же в состав­лен­ной, как пола­га­ют, игу­ме­ном Мака­ри­е­во-Унжен­ско­го мона­сты­ря Леон­ти­ем в 20–30‑х годах XVIII века чет­вер­той редак­ции «Ска­за­ния о явле­нии и чуде­сах Фео­до­ров­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри» [5] и в исто­ри­че­ских запис­ках про­то­и­е­рея Успен­ско­го собо­ра горо­да Иако­ва Арсе­нье­ва, над кото­ры­ми автор рабо­тал с 1833 года. Отец Иаков (кста­ти, про­слу­жив­ший в Костром­ском крем­ле более полу­ве­ка) писал:

«При­слан­ное из Моск­вы посоль­ство для избра­ния на пре­стол вели­ко­го госу­да­ря Миха­и­ла Фео­до­ро­ви­ча (…) 14-го чис­ла мар­та, пре­про­вож­да­е­мые все­ми граж­да­на­ми, шли в собор­ную горо­да Костро­мы цер­ковь и, все­на­род­но совер­шив­ши молеб­ное пение, со кре­сты и ико­на­ми шество­ва­ли в Тро­иц­кий Ипатский мона­стырь, где по мно­гом моле­нии скло­ни­ли вос­при­ять госу­да­ря Рос­сий­скую дер­жа­ву» [6].

Одна­ко в XIX сто­ле­тии костром­ские авто­ры исто­ри­че­ских опи­са­ний ста­ли бук­валь­но сле­до­вать тек­сту «Ска­за­ния Авра­амия Пали­цы­на», где о при­ше­ствии посоль­ства в Костром­ской кремль не гово­рит­ся вооб­ще, рав­но как и не упо­ми­на­ет­ся Фео­до­ров­ская ико­на Божи­ей Мате­ри. Повто­рим, это не было след­стви­ем како­го-то зло­го умыс­ла, ведь в то вре­мя «Ска­за­ние Авра­амия Пали­цы­на» счи­та­лось авто­ри­тет­ней­шим источ­ни­ком. Впро­чем, игно­ри­ро­вать роль чудо­твор­но­го обра­за со сто­ро­ны авто­ров этих работ было бы нера­зум­но, поэто­му в таких опи­са­ни­ях эклек­тич­но соеди­ни­лись вер­сия о шествии посоль­ства в Ипа­тьев­ский мона­стырь утром 14 мар­та напря­мую по льду Вол­ги из Сели­ща (где послы оста­но­ви­лись вече­ром 13 мар­та на ночев­ку), как буд­то бы обу­слов­лен­ная бук­валь­ным пони­ма­ни­ем тек­ста стар­ца Авра­амия, – и тра­ди­ци­он­ная трак­тов­ка зна­че­ния Фео­до­ров­ской ико­ны Бого­ма­те­ри в при­зва­нии Миха­и­ла Фео­до­ро­ви­ча на цар­ство [7]. Для XIX века подоб­ные изло­же­ния собы­тий как идео­ло­ги­че­ски при­ем­ле­мые не ста­ви­лись под вопрос, одна­ко в наши дни иссле­до­ва­те­ли под­вер­га­ют их вполне обос­но­ван­ной кри­ти­ке. Дело дохо­дит даже до отри­ца­ния при­сут­ствия Фео­до­ров­ской ико­ны в Ипа­тьев­ской оби­те­ли 14 мар­та 1613 года – не гово­ря уже о том, что о при­хо­де послов Зем­ско­го собо­ра в Костром­ской кремль не гово­рит­ся вооб­ще.

Поэто­му мы счи­та­ем прин­ци­пи­аль­но важ­ным вос­ста­но­вить реаль­ную кар­ти­ну собы­тий 14 мар­та 1613 года в Костро­ме и под­черк­нуть при этом зна­че­ние Костром­ско­го крем­ля, а имен­но: подой­дя к Костро­ме со сто­ро­ны Яро­слав­ля вече­ром 13 мар­та и про­ве­дя ночь с 13 на 14 мар­та в селе Сели­ще, ран­ним утром мос­ков­ское посоль­ство по льду пере­шло реку Вол­гу и, несколь­ко прой­дя вниз по тече­нию реки, при­бы­ло в Костром­ской кремль. Совер­шив в крем­лев­ском Успен­ском собо­ре моле­бен пред Фео­до­ров­ской ико­ной Божи­ей Мате­ри, посоль­ство, взяв этот образ Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы, тор­же­ствен­ным шестви­ем напра­ви­лось в Ипа­тьев­ский мона­стырь, где и состо­я­лось при­зва­ние Миха­и­ла Фео­до­ро­ви­ча на цар­ство. И в этом при­зва­нии костром­ская свя­ты­ня игра­ла важ­ней­шую роль, что и ста­ло при­чи­ной ее сугу­бо­го почи­та­ния цар­ским Домом Рома­но­вых на про­тя­же­нии после­ду­ю­щих сто­ле­тий [8].

Соот­вет­ствен­но, гово­ря о Костро­ме как древ­нем горо­де и «колы­бе­ли Дома Рома­но­вых», теперь нам сле­ду­ет ука­зы­вать в этом смыс­ле не толь­ко на Ипа­тьев­ский мона­стырь; воз­рож­ден­ный Костром­ской кремль не в мень­шей сте­пе­ни заслу­жи­ва­ет упо­ми­на­ния о сво­ем зна­че­нии для исто­рии Рос­сии, для ее госу­дар­ствен­но­сти. Подоб­ный под­ход нам пред­сто­ит реа­ли­зо­вать, в част­но­сти, в орга­ни­за­ции рабо­ты с палом­ни­ка­ми, при при­е­ме тури­сти­че­ских групп, в инфор­ма­ци­он­ной и изда­тель­ской сфе­рах дея­тель­но­сти. И это не нова­ция, а вос­со­зда­ние тра­ди­ции, выде­ляв­шей в Костро­ме два «цен­тра при­тя­же­ния» для исто­ри­че­ских судеб Оте­че­ства: Костром­ской кремль и Ипа­тьев­скую оби­тель. Сей­час, с воз­рож­де­ни­ем собор­но­го ансам­бля над Вол­гой, мило­стью Божи­ей при­шло вре­мя вновь воз­да­вать свя­тыне подо­ба­ю­щую ей честь.

При­ме­ча­ния

1. Зотов А.М. «Новый лето­пи­сец» как памят­ник лите­ра­ту­ры пер­вой тре­ти XVII века: дис. … канд. филол. наук. Ново­си­бирск, 1999. С. 179.
2. Пла­то­нов С.Ф. Древ­не­рус­ские ска­за­ния и пове­сти о Смут­ном вре­ме­ни XVII в. как исто­ри­че­ский источ­ник. СПб., 1888. С. 169.
3. Пол­ное собра­ние рус­ских лето­пи­сей, издан­ное по высо­чай­ше­му пове­ле­нию Импе­ра­тор­ской Архео­гра­фи­че­ской комис­си­ей. Т. 14. Пер­вая поло­ви­на: I. Повесть о чест­нем житии царя и вели­ко­го кня­зя Фео­до­ра Ива­но­ви­ча всея Рус­сии. II. Новый лето­пи­сец. СПб., 1910. С. 129–130.
4. Лето­пись о мно­гих мяте­жах и о разо­ре­нии Мос­ков­ско­го госу­дар­ства от внут­рен­них и внеш­них непри­я­те­лей и от про­чих тогдаш­них вре­мен мно­гих слу­ча­ев, по пре­став­ле­нии царя Иоан­на Васи­лье­ви­ча; а паче о меж­ду­го­су­дар­ство­ва­нии по кон­чине царя Фео­до­ра Иоан­но­ви­ча, и о учи­нен­ном исправ­ле­нии книг в цар­ство­ва­ние бла­го­вер­но­го госу­да­ря царя Алек­сея Михай­ло­ви­ча в 7163/1655 году. СПб., 1771. С. 303.
5. Раде­е­ва О.Н. Ска­за­ние о Федо­ров­ской иконе Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы в книж­ной куль­ту­ре Рос­сии XVII– XVIII вв.: дис. … канд. истор. наук. М., 2011. С. 349–350.
6. Арсе­ньев И.А., про­то­и­е­рей. Лето­пись костром­ско­го Успен­ско­го кафед­раль­но­го собо­ра // Костром­ская област­ная уни­вер­саль­ная науч­ная биб­лио­те­ка. Инв. № ЦRМ 416032.6. Л. 2.
7.  [Павел (Под­лип­ский), епи­скоп.] Опи­са­ние костром­ско­го Ипа­тьев­ско­го мона­сты­ря, в коем юный Миха­ил Фео­до­ро­вич Рома­нов умо­лен зна­ме­ни­тым посоль­ством мос­ков­ским на цар­ство Рус­ское. М., 1832. С. 50; Диев М.Я., про­то­и­е­рей. Исто­ри­че­ское опи­са­ние костром­ско­го Ипатско­го мона­сты­ря. М., 1858. С. 65; Ост­ров­ский П.Ф., про­то­и­е­рей. Исто­ри­че­ские запис­ки о Костро­ме и ее свя­тыне, бла­го­чест­но-чти­мой в импе­ра­тор­ском Доме Рома­но­вых. Костро­ма, 1864. С. 59; Мило­ви­дов И.В. Содер­жа­ние руко­пи­сей, хра­ня­щих­ся в архи­ве Ипа­тьев­ско­го мона­сты­ря. Вып. 1. Костро­ма, 1887. С. 7.
8. Фера­понт (Кашин), мит­ро­по­лит Костром­ской и Нерехт­ский. Мате­рин­ское бла­го­сло­ве­ние: к вопро­су об уча­стии чудо­твор­ной Фео­до­ров­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри в при­зва­нии на цар­ство Миха­и­ла Фео­до­ро­ви­ча Рома­но­ва в 1613 году // Бого­слов­ский вест­ник. 2022. № 1 (44). С. 144–165; № 2 (45). С. 204–222; Фера­понт (Кашин), мит­ро­по­лит Костром­ской и Нерехт­ский. Шествие мос­ков­ско­го посоль­ства 14 мар­та 1613 г. в Ипа­тьев­ский мона­стырь: вер­сии собы­тия // Вест­ник Костром­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та. 2022. Т. 28. № 1. С. 21–25.

Соб. инф.

Костромской кремль