5 декабря в Костромской духовной семинарии состоялась II Кремлевская конференция – собрание преподавателей семинарии, посвященное обсуждению научно-методических вопросов.
Название конференции связано с возрождением Костромского кремля, ее знак – изображение символического ключа от рая, украшающего шпиль колокольни Богоявленского кафедрального собора. Первая такая конференция прошла в Костромской духовной семинарии 2 декабря 2019 года.
Митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт выступил на конференции с докладом о некоторых результатах своей работы над докторской диссертацией. Публикуем текст доклада, озаглавленного автором «Актуальные вопросы истории чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери».
Митрополит Костромской и Нерехтский ФЕРАПОНТ
Актуальные вопросы истории чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери
В популярной литературе встречается такое выражение: Феодоровский образ Богоматери – «самая таинственная» из чудотворных икон Царицы Небесной. Можно назвать эти слова эмоциональным преувеличением, но, действительно, прошлое нашей святыни во многом загадочно. До настоящего времени не имеется ни одной научной работы, полноценно рассматривающей историю чудотворного Феодоровского образа на всем протяжении его бытования (от гипотетического пребывания иконы в Городце в XII–XIII веках и явления ее в Костроме до наших дней). Опубликованные брошюры и монографии по этой теме в лучшем случае имеют научно-популярный статус. Статьи же, посвященные Феодоровской иконе, по понятным причинам рассматривают лишь отдельные, частные вопросы ее истории и даже в своей совокупности не дают интересующей нас общей картины.
Такое положение дел во многом объясняется скромной источниковой базой для исследования прошлого иконы: самые ранние документы датируются XVII веком, а практически единственным источником сведений по истории чудотворного образа до событий 1613 года является «Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божией Матери», литературный памятник того же XVII века. Обращение к принципиально иным источникам – например, иконографическим – позволяет компенсировать этот недостаток лишь отчасти, хотя здесь уже есть интересные результаты. Для примера укажем на уникальную тронную Феодоровскую икону Божией Матери с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским, которая хранилась до 1917 года в Ипатьевском монастыре, а затем бесследно исчезла. Благодаря ее фотографии, сохранившейся в Институте истории материальной культуры в Санкт-Петербурге, мы смогли сделать очень интересные предположения, которые еще только предстоит озвучить.
С сожалением следует сказать, что прямым следствием отсутствия фундаментальных работ по истории чудотворной Феодоровской иконы Богоматери стало широкое распространение в печатных изданиях, в сети Интернет, а также (что особенно грустно) в церковной публицистике и пастырской проповеди мифологем, связанных с иконой. Некоторые из них выявлены, рассмотрены и опровергнуты, но тем не менее продолжают тиражироваться. С другими же нам еще только предстоит аргументированно разбираться.
Приведем примеры таких мифологем.
1. Даже сейчас в популярных текстах можно встретить утверждение о том, что Феодоровская икона Божией Матери якобы была написана апостолом и евангелистом Лукой. Но наша святыня сама по себе настолько славна и достойна почитания, что неразумно было бы пытаться усилить такое почитание откровенными выдумками. Версия о написании иконы апостолом Лукой не только не выдерживает критики – она не имеет оснований ни в каких сказаниях или преданиях, не говоря уже о документальных источниках. Еще в 1864 году выдающийся церковный историк и краевед, ключарь костромского кафедрального собора протоиерей Павел Островский (дядя знаменитого драматурга А.Н. Островского) отмечал [1], что о написании Феодоровского образа апостолом Лукой впервые заявил – и непонятно, по какой причине – известный литургист XIX века протоиерей Григорий Дебольский (видимо, в его популярной и доныне переиздающейся книге «Дни богослужения Православной Церкви», первое издание которой вышло в 1837 году [2]). Лишь с того времени эта версия стала популяризироваться и распространяться в церковных изданиях. А светские авторы, не знакомые с церковной спецификой, но пытающиеся «выдержать стиль», бывает, доходят и до абсурда. Так, недавно одна из костромских телекомпаний объявила в своем новостном сюжете, что Феодоровская икона была написана … апостолом Лукой в XII веке как прижизненное изображение Богоматери [3].
2. До настоящего времени часто встречается указание на то, что икона явилась в Костроме якобы в 1239 году. В действительности такая датировка – всего лишь ошибка, допущенная во хронологически второй, пространной редакции «Сказания о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божией Матери». Напомню, что сейчас нам известно пять редакций «Сказания…»: три из них – минейная или милютинская, пространная и проложная – относятся к XVII столетию, а две – леонтьевская и совсем недавно выявленная редакция, представленная в Святейший Синод в 1777 году и, возможно, составленная костромским протоиереем Иоанном Красовским – датируются XVIIIвеком. Большинство исследователей (хотя и не все) сейчас считают, что самой ранней редакцией «Сказания…» была минейная, краткая; в ней 1239 год упоминается в связи с нашествием на Русь Батыя, но никак не относится к явлению иконы в Костроме. Лишь во второй редакции, пространной, составленной на основании минейной, но с многочисленными добавлениями и литературными украшениями, 1239 год стал временем явления иконы князю Василию – и это следует полагать ошибкой составителя пространной редакции, пусть данная ошибка и была вызвана добрыми намерениями.
Уже в XVIII веке такая датировка подверглась критике в сочинении под названием «Известие, в коих летех бысть явление иконы Пресвятыя Богородицы Феодоровския на Костроме» [4]. Эту рукопись, опубликованную совсем недавно, мы можем назвать первым посвященным Феодоровской иконе Божией Матери научным исследованием. Автором сочинения, видимо, являлся игумен Леонтий, настоятель Макариево-Унженского монастыря в первой половине XVIII века. В «Известии…» рассматриваются вопросы о личности князя, которому икона явилась в Костроме, и о времени этого события, а в итоге делается принципиальный вывод: датировка явления 1239 годом – ошибка, явление иконы в Костроме произошло позже, в 1259 году. Позднее, уже в XIX столетии, протоиерей Павел Островский независимо от игумена Леонтия – с работами которого отец Павел не был знаком – пришел к таким же выводам. В своем «Историческом описании костромского Успенского кафедрального собора», изданном в 1855 году, отец Павел критически оценил версию о явлении иконы в Костроме в 1239 году и отнес это событие либо к 1272–1274 годам, либо к 1259–1262 годам [5].
Сейчас мы традиционно, основываясь на работах исследователей как XIX–XX веков, так и нашего времени, говорим о явлении чудотворной иконы в Костроме в конце пятидесятых – начале шестидесятых годов XIII столетия. Но, увы, ошибочная датировка явления 1239 годом имеет по-прежнему широкое хождение в популярной литературе.
3. Мало какой текст о чудотворной Феодоровской иконе Богоматери обходится без рассказа о том, что в XVIII–XIX веках немецкие принцессы, переходившие в Православие и вступавшие в брак с членами царского Дома Романовых, получали отчество «Феодоровна» именно в честь Феодоровской иконы. Это утверждение было даже зафиксировано в «Православной энциклопедии», в статье о преподобномученице великой княгине Елисавете Феодоровне [6]. Однако никаких документальных источников, подтверждающих такую версию, не обнаруживается. Один из современных авторов, недавно почивший А.В. Федоров в своей книге признавал, что письменных источников такого якобы предания не имеется, однако ссылался на интервью сына великой княгини Ольги Александровны Тихона Николаевича Куликовского-Романова, данное в 1990 году – при этом не указывая, где такое интервью было опубликовано (если имело место вообще) [7]. Все публикации об отчестве «Феодоровна», якобы дававшемся в честь иконы, ссылаются на ту самую статью в «Православной энциклопедии». Но специалисты Государственного архива Российской Федерации сообщили нам, что такого рода сведений в архивных фондах не выявлено [8], а направленный нами руководителю ЦНЦ «Православная энциклопедия» С.Л. Кравцу запрос – чем обосновывается данное утверждение в статье энциклопедии – до настоящего времени (спустя год после отправки запроса) так и остается без ответа. Мною в Российском государственном историческом архиве было лично просмотрено одно из дел Святейшего Синода [9], содержащее материалы о переходе в Православие и бракосочетании в 1857 году принцессы Цецилии Баденской, ставшей великой княжной Ольгой Феодоровной, супругой великого князя Михаила Николаевича; но никаких, даже косвенных, указаний на наречение отчества именно в честь Феодоровской иконы Божией Матери обнаружено не было.
4. В современных светских научных трудах и популярных текстах нередко можно встретить утверждение о том, что участие чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в событиях 14 марта 1613 года в Костроме, когда в Свято-Троицком Ипатьевском монастыре Михаил Феодорович Романов принял избрание его Земским собором на престол государства Российского – всего лишь легенда. Действительно, раньше традиционно считалось (и такое мнение излагалось во многих публикациях XIX – начала ХХ века), что события в Ипатьевской обители происходили пред ликом чудотворной Феодоровской иконы Богоматери, что именно этим образом инокиня Марфа благословила своего сына на царствование. Однако особый интерес к костромской святыне, проявляемый исследователями с девяностых годов XX века, обозначил слабые места данной концепции, следствием чего стали скептические отзывы по поводу связи Феодоровской иконы Божией Матери с началом царского пути Дома Романовых. Высказываются и радикальные мнения, например: «Главная легенда о чудотворном образе – легенда о благословении на царство Михаила Романова» [10]. А поскольку московское посольство, прибывшее «на Кострому» к матери и сыну Романовым в 1613 году, принесло с собой из столицы (как указано в одном из источников) чудотворную Петровскую икону Пресвятой Богородицы, выдвигается альтернативная гипотеза: «Михаил Романов был благословлен на царство чудотворным Петровским образом Богоматери» [11]; «именно перед Петровской иконой Богородицы она [инокиня Марфа – М.Ф.] произнесла: “Се Тебе, о Богомати, Пресвятая Богородице, чадо свое предаю…”» [12].
Аргументированно ответить на эти сомнения и обосновать подлинное значение костромской святыни в событиях 1613 года и в исторической судьбе царского Дома – серьезная задача, в разрешении которой нам удалось добиться определенных результатов. Прежде всего мы обращаем внимание на то, что традиционная картина событий 14 марта 1613 года в трудах авторов XIX века претерпела некоторое искажение – не в силу чьей-то злой воли, а фактически из-за недоразумения. Было забыто то, что прибывшее в Кострому соборное посольство – как об этом недвусмысленно говорится в составленном около 1630 года «Новом летописце» – утром 14 марта сначала пришло в Костромской кремль и уже оттуда, совершив молебен и взяв в Успенском соборе чудотворную Феодоровскую икону Богоматери, отправилось в Ипатьевский монастырь. Кроме того, нами предложена полная историческая реконструкция событий 14 марта 1613 года в Костроме и Свято-Троицком Ипатьевском монастыре (призвание на царство Михаила Феодоровича Романова), основанная на критическом анализе всех известных письменных источников и: 1) обосновывающая роль чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в этих событиях; 2) разъясняющая имеющиеся недоумения (отсутствие упоминаний об иконе в Сказании Авраамия Палицына и других современных событиям источниках, а также отсутствие масштабного культа Феодоровской иконы в России первой половины XVII века наряду с глубочайшим – но строго семейным – ее почитанием в царском Доме Романовых того времени). Статья на эту тему была опубликована в журнале «Богословский вестник» в 2022 году [13].
5. Говоря о чудотворной Феодоровской иконе Богоматери, обычно упоминают, что она была моленной иконой благоверного великого князя Александра Невского. Но такое утверждение не имеет основания ни в исторических источниках, ни даже в устных преданиях. История возникновения данной легенды такова. В статье искусствоведа Станислава Ивановича Масленицына, опубликованной в 1977 году, высказывалось предположение, что икона могла быть написана в 1239 году в связи со свадьбой святого Александра Невского [14]. По мотивам статьи С.И. Масленицына вскоре был составлен текст о Феодоровской иконе, вошедший в третий том «Настольной книги священнослужителя» (издание 1979 года) и провозглашавший: «Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери – благословение отца – постоянно находилась при святом Александре, была его моленным образом» [15]. Поскольку данный текст с того времени и доныне публикуется в Минее под 14/27 марта как историческая справка, легенда о моленном образе святого Александра воспринимается теперь в церковной среде как очевидная истина, само собой разумеющийся факт. Между тем это – не более чем литературное осмысление гипотезы, озвученной С.И. Масленицыным и базирующейся по сути лишь на совпадении дат: упоминание 1239 года в «Сказании о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божией Матери» (о чем мы говорили ранее) и время свадьбы святого Александра Невского – также 1239 год.
С другой стороны, полностью отрицать возможность связи истории костромской святыни с именем великого князя Александра Ярославича было бы опрометчиво: не забудем о том, что костромской князь Василий Ярославич являлся младшим братом святого Александра, а посвящение Феодоровского соборного храма в Костроме скорее всего было связано с христианским именем (Феодор) их отца, великого князя Ярослава Всеволодовича. Мы полагаем, что исследование такой связи приводит к чрезвычайно интересным результатам, однако изложить их еще только предстоит.
Из всего сказанного можно видеть, что проблемы исторического описания судьбы Феодоровской иконы Богоматери – весьма серьезные, однако в их разрешении имеется определенный прогресс. Но не будем забывать, что речь здесь идет не о чисто академических исследованиях, интересных лишь для ограниченного круга специалистов, а об истории великой святыни. Поэтому достижение научных результатов должно сопровождаться их широкой популяризацией, притом не вызывающей соблазнов у верующих, а напротив – утверждающей православных людей в благочестивом почитании чудотворного образа Царицы Небесной, более семи веков пребывающего на Костромской земле. И такая популяризация – наша с вами общая задача.
Примечания
1. Островский П.Ф., прот. Исторические записки о Костроме и ее святыне, благочестно-чтимой в императорском Доме Романовых. Кострома, 1864. С. 11.
2. См., напр.: Дебольский Г.С., прот. Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви. Изд. 9‑е. Т. I. СПб., 1894. С. 226.
3. «По преданию, икона написана евангелистом Лукой, как прижизненное изображение Богоматери в XII веке»: сюжет ГТРК «Кострома» 14.05.2023, https://gtrk-kostroma.ru/news/glavnaya-kostromskaya-svyatynya-feodorovskaya-ikona-pribyla-v-khram-khrista-spasitelya/ .
4. Отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Ф. 833 (Костромское собрание). № 8. Л. 101–108. Публ.: Радеева О.Н. Сказание о Федоровской иконе Пресвятой Богородицы в книжной культуре России XVII–XVIII вв. : Диссертация … кандидата исторических наук. М., 2011. С. 363–367.
5. Островский П.Ф., прот. Историческое описание костромского Успенского кафедрального собора. М., 1855. С. XV.
6. Кучмаева И.К., Максимова Л.Б. Елисавета Феодоровна // Православная энциклопедия. Т. 18. М., 2008. С. 389–399.
7. Федоров А.В. Тайна царской святыни. История Феодоровской иконы Божией Матери. СПб., 2012. С. 21.
8. Письмо директора Государственного архива Российской Федерации Л.А. Роговой на имя митрополита Ферапонта № 14599‑Т от 30.12.2022 // Архив Костромской епархии.
9. Российский государственный исторический архив. Ф. 796. Оп. 138. Д. 1435.
10. Радеева О.Н. Сказание о Федоровской иконе Пресвятой Богородицы в книжной культуре России XVII–XVIII вв. : Диссертация … кандидата исторических наук. М., 2011. С. 271.
11. Куколевская О.С. Тихвинская икона Богоматери (XVI в.) – чтимый образ костромского Ипатьевского монастыря // Краеведческие записки. Вып. VI. Кострома, 2003. С. 182.
12. Радеева О.Н. Сказание о Федоровской иконе Пресвятой Богородицы в книжной культуре России XVII–XVIII вв. : Диссертация … кандидата исторических наук. М., 2011. С. 71.
13. Ферапонт (Кашин), митр. Костромской и Нерехтский. Материнское благословение: к вопросу об участии чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в призвании на царство Михаила Феодоровича Романова в 1613 году // Богословский вестник. 2022. № 1 (44). С. 144–165; № 2 (45). С. 204–222.
14. Масленицын С.И. Икона «Богоматери Федоровской» 1239 г. // Памятники культуры: новые открытия. Письменность, искусство, археология. Ежегодник 1976. М., 1977. С. 156–158.
15. Настольная книга священнослужителя. Том 3. М., 1979. С. 74.
Соб. инф.