Сайт создан по благословению митрополита Костромского и Нерехтского ФЕРАПОНТА

Крещение Господне – престольный праздник Богоявленского собора в Костромском кремле

Пре­стол теп­ло­го собо­ра, воз­двиг­ну­то­го в Костром­ском крем­ле в 1776–1790 годах выда­ю­щим­ся зод­чим С.А. Воро­ти­ло­вым, был посвя­щен празд­ни­ку Бого­яв­ле­ния, Кре­ще­ния Гос­под­ня. Освя­ще­ние ново­го крем­лев­ско­го собо­ра совер­шил в декаб­ре 1790 года епи­скоп Костром­ской и Галич­ский Павел (Зер­нов).

В 1866–1868 годах Бого­яв­лен­ский кафед­раль­ный собор под­верг­ся пере­строй­ке, он суще­ствен­но уве­ли­чил­ся в раз­ме­рах и полу­чил новые при­де­лы. В 1878 году в его ниж­ней части был устро­ен храм, став­ший усы­паль­ни­цей костром­ских архи­ере­ев.

Сей­час Бого­яв­лен­ский собор Костром­ско­го крем­ля, пол­но­стью уни­что­жен­ный в 1934 году, вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся на сред­ства и под руко­вод­ством пра­во­слав­но­го пред­при­ни­ма­те­ля и меце­на­та, пре­зи­ден­та ООО «Кор­по­ра­ция ВИТ» В.И. Тырыш­ки­на. Про­ект преду­смат­ри­ва­ет вос­со­зда­ние собо­ра в его пер­во­на­чаль­ном виде, в фор­мах XVIII века.

Пре­столь­ный празд­ник Бого­яв­лен­ско­го собо­ра (6 янва­ря по ста­ро­му сти­лю) отме­чал­ся в Костром­ском крем­ле с осо­бой тор­же­ствен­но­стью. Вот как опи­сы­ва­ли такое празд­но­ва­ние в 1885 году «Костром­ские епар­хи­аль­ные ведо­мо­сти»:

«Тор­же­ствен­ное бого­слу­же­ние в собо­ре 6 янва­ря все­гда при­вле­ка­ет к себе мно­же­ство наро­да. Бла­го­да­ре­ние Гос­по­ду Богу, костро­ми­чи при­вер­же­ны к свя­той пра­во­слав­ной вере и любят вос­сы­лать свои теп­лые молит­вы вме­сте со сво­им архи­пас­ты­рем, кото­рый и сам так охот­но и так тро­га­тель­но слу­жит в кафед­раль­ном собо­ре. Еще нака­нуне празд­ни­ка Бого­яв­ле­ния вла­ды­ка освя­щал в собо­ре воду, и с каким уми­ле­ни­ем выслу­ши­ва­ли моля­щи­е­ся чита­е­мые вла­ды­кой тро­га­тель­ные молит­вы при освя­ще­нии! После освя­ще­ния воды воз­гла­ше­но было обыч­ное мно­го­ле­тие госу­да­рю импе­ра­то­ру с пол­ным его титу­лом.

В самый празд­ник Бого­яв­ле­ния Гос­под­ня толь­ко самая малая часть собрав­ше­го­ся мно­го­чис­лен­но­го наро­да мог­ла най­ти себе место и в обшир­ней­шем Бого­яв­лен­ском собо­ре. Сюда яви­лись за бого­слу­же­ние, кро­ме обыч­ных бого­моль­цев, граж­дан­ские и воен­ные чины и были вне­се­ны два воен­ных зна­ме­ни, кото­рые со сво­и­ми асси­стен­та­ми-офи­це­ра­ми были поме­ще­ны на солее близ цар­ских врат. С вла­ды­кой слу­жил рек­тор нашей духов­ной семи­на­рии архи­манд­рит Иустин (…) и еще пяте­ро про­то­и­е­ре­ев и иере­ев, из кото­рых один был руко­по­ло­жен во иерея за этим бого­слу­же­ни­ем. Оче­ред­ную про­по­ведь отчет­ли­во про­из­нес извест­ный в Костро­ме про­по­вед­ник.

После литур­гии при уча­стии костром­ско­го город­ско­го духо­вен­ства с вла­ды­кой во гла­ве был совер­шен гене­раль­ный крест­ный ход на Вол­гу. Когда вышел он из свя­тых ворот огра­ды, заиг­ра­ли духов­ный гимн два хора воен­ной музы­ки при выстро­ив­ших­ся сол­да­тах, взяв­ших ружья на кара­ул для отда­ния чести крест­но­му ходу и зна­ме­нам. Кро­ме мно­же­ства наро­да, плот­ны­ми сте­на­ми окру­жав­ше­го крест­ный ход и воен­ных, после­до­вав­ших за ним с музы­кой и зна­ме­на­ми, наро­дом пол­ны были гале­реи тор­го­вых рядов. При спус­ке с Молоч­ной горы к крест­но­му ходу при­со­еди­ни­лись свя­тые ико­ны Смо­лен­ская и Кре­сти­те­ля Гос­под­ня, выне­сен­ные из Пред­те­чен­ской церк­ви. Было при­ят­но смот­реть на крест­ный ход от Алек­сан­дров­ской часов­ни и с воз­вы­шен­но­стей око­ло Молоч­ной горы: впе­ре­ди все хоруг­ви собо­ра, крест, свя­тые ико­ны, ряд кото­рых закан­чи­ва­ла собой чудо­твор­ная ико­на Фео­до­ров­ская Божи­ей Мате­ри, длин­ные ряды свя­щен­ни­ков и во гла­ве всех архи­пас­тырь с кре­стом на голо­ве в пред­ше­ствии диа­ко­нов с рипи­да­ми, дики­ри­ем и три­ки­ри­ем и свя­щен­ни­ков с кре­стом и еван­ге­ли­ем; за ними – чины воен­ные и граж­дан­ские, далее отря­ды сол­дат с ружья­ми, зна­ме­на­ми и музы­кой – и все это так отчет­ли­во вид­но было на длин­ной и пока­той горе. Крест­ный ход, достиг­нув Вол­ги, поме­стил­ся в устро­ен­ной горо­дом иор­да­ни, сюда же были при­не­се­ны и зна­ме­на. После освя­ще­ния воды, совер­шен­но­го вла­ды­кой с обыч­ным бла­го­чи­ни­ем, окроп­ле­ны были ико­ны и зна­ме­на, и крест­ный ход дви­нул­ся в обрат­ный путь. Вой­ска были выстро­е­ны близ город­ской заста­вы; сам архи­пас­тырь окро­пил их свя­той водой, и они дви­ну­лись за крест­ным ходом. Когда крест­ный ход под­нял­ся на Молоч­ную гору, то раз­де­лил­ся на три части: боль­шая часть хоруг­вей, неко­то­рые ико­ны, свя­щен­но­слу­жа­щие и архи­пас­тырь воз­вра­ти­лись в собор, чудо­твор­ная ико­на с хоруг­вя­ми и кре­стом была отне­се­на в Бого­яв­лен­ский жен­ский мона­стырь, в кото­ром обыч­но быва­ет тор­же­ствен­ное бого­слу­же­ние на дру­гой день Бого­яв­ле­ния; ико­ны Смо­лен­ская и Пред­те­чи воз­вра­ти­лись в Пред­те­чен­скую цер­ковь. Вой­ска тоже раз­де­ли­лись на две части – одна с музы­кой пошла по Руси­ной ули­це, а дру­гая по Бого­яв­лен­ской и про­во­жа­ла чудо­твор­ную ико­ну до само­го мона­сты­ря».

На фото ввер­ху: Бого­яв­лен­ский собор. Фото нача­ла ХХ века.
На рисун­ке: Про­ект вос­ста­нов­ле­ния Бого­яв­лен­ско­го собо­ра и коло­коль­ни.
На фото вни­зу: Внут­рен­ний вид Бого­яв­лен­ско­го собо­ра. Фото нача­ла ХХ века.

Соб. инф.

Костромской кремль