Престол теплого собора, воздвигнутого в Костромском кремле в 1776–1790 годах выдающимся зодчим С.А. Воротиловым, был посвящен празднику Богоявления, Крещения Господня. Освящение нового кремлевского собора совершил в декабре 1790 года епископ Костромской и Галичский Павел (Зернов).
В 1866–1868 годах Богоявленский кафедральный собор подвергся перестройке, он существенно увеличился в размерах и получил новые приделы. В 1878 году в его нижней части был устроен храм, ставший усыпальницей костромских архиереев.
Сейчас Богоявленский собор Костромского кремля, полностью уничтоженный в 1934 году, восстанавливается на средства и под руководством православного предпринимателя и мецената, президента ООО «Корпорация ВИТ» В.И. Тырышкина. Проект предусматривает воссоздание собора в его первоначальном виде, в формах XVIII века.
Престольный праздник Богоявленского собора (6 января по старому стилю) отмечался в Костромском кремле с особой торжественностью. Вот как описывали такое празднование в 1885 году «Костромские епархиальные ведомости»:
«Торжественное богослужение в соборе 6 января всегда привлекает к себе множество народа. Благодарение Господу Богу, костромичи привержены к святой православной вере и любят воссылать свои теплые молитвы вместе со своим архипастырем, который и сам так охотно и так трогательно служит в кафедральном соборе. Еще накануне праздника Богоявления владыка освящал в соборе воду, и с каким умилением выслушивали молящиеся читаемые владыкой трогательные молитвы при освящении! После освящения воды возглашено было обычное многолетие государю императору с полным его титулом.
В самый праздник Богоявления Господня только самая малая часть собравшегося многочисленного народа могла найти себе место и в обширнейшем Богоявленском соборе. Сюда явились за богослужение, кроме обычных богомольцев, гражданские и военные чины и были внесены два военных знамени, которые со своими ассистентами-офицерами были помещены на солее близ царских врат. С владыкой служил ректор нашей духовной семинарии архимандрит Иустин (…) и еще пятеро протоиереев и иереев, из которых один был рукоположен во иерея за этим богослужением. Очередную проповедь отчетливо произнес известный в Костроме проповедник.
После литургии при участии костромского городского духовенства с владыкой во главе был совершен генеральный крестный ход на Волгу. Когда вышел он из святых ворот ограды, заиграли духовный гимн два хора военной музыки при выстроившихся солдатах, взявших ружья на караул для отдания чести крестному ходу и знаменам. Кроме множества народа, плотными стенами окружавшего крестный ход и военных, последовавших за ним с музыкой и знаменами, народом полны были галереи торговых рядов. При спуске с Молочной горы к крестному ходу присоединились святые иконы Смоленская и Крестителя Господня, вынесенные из Предтеченской церкви. Было приятно смотреть на крестный ход от Александровской часовни и с возвышенностей около Молочной горы: впереди все хоругви собора, крест, святые иконы, ряд которых заканчивала собой чудотворная икона Феодоровская Божией Матери, длинные ряды священников и во главе всех архипастырь с крестом на голове в предшествии диаконов с рипидами, дикирием и трикирием и священников с крестом и евангелием; за ними – чины военные и гражданские, далее отряды солдат с ружьями, знаменами и музыкой – и все это так отчетливо видно было на длинной и покатой горе. Крестный ход, достигнув Волги, поместился в устроенной городом иордани, сюда же были принесены и знамена. После освящения воды, совершенного владыкой с обычным благочинием, окроплены были иконы и знамена, и крестный ход двинулся в обратный путь. Войска были выстроены близ городской заставы; сам архипастырь окропил их святой водой, и они двинулись за крестным ходом. Когда крестный ход поднялся на Молочную гору, то разделился на три части: большая часть хоругвей, некоторые иконы, священнослужащие и архипастырь возвратились в собор, чудотворная икона с хоругвями и крестом была отнесена в Богоявленский женский монастырь, в котором обычно бывает торжественное богослужение на другой день Богоявления; иконы Смоленская и Предтечи возвратились в Предтеченскую церковь. Войска тоже разделились на две части – одна с музыкой пошла по Русиной улице, а другая по Богоявленской и провожала чудотворную икону до самого монастыря».
На фото вверху: Богоявленский собор. Фото начала ХХ века.
На рисунке: Проект восстановления Богоявленского собора и колокольни.
На фото внизу: Внутренний вид Богоявленского собора. Фото начала ХХ века.
Соб. инф.