Сайт создан по благословению митрополита Костромского и Нерехтского ФЕРАПОНТА

Владимир Дегтярев: «Колокол – это звучащая икона»

На звон­ни­це вос­ста­нав­ли­ва­е­мо­го Бого­яв­лен­ско­го собо­ра нача­лась уста­нов­ка коло­ко­лов. На эту ответ­ствен­ную рабо­ту при­гла­шен один из луч­ших зво­на­рей Рос­сии Вла­ди­мир ДЕГТЯРЕВ. С ним встре­тил­ся и побе­се­до­вал кор­ре­спон­дент «КВ».

Про­фес­сия – зво­нарь

– Вла­ди­мир Евге­нье­вич, хотя вы стар­ший зво­нарь Яро­слав­ской епар­хии, но послед­ние пол­го­да вас мож­но часто видеть в Костром­ском крем­ле: на освя­ще­нии коло­ко­лов, их раз­вес­ке, теперь гото­ви­тесь к пер­вым зво­нам. Так и буде­те успе­вать на два горо­да?
– Меня при­гла­си­ли поучаст­во­вать на пер­вом эта­пе, и я сопро­вож­дал костром­ские коло­ко­ла с само­го нача­ла, с момен­та их отлив­ки на Тута­ев­ском заво­де. Про­ве­рял их зву­ча­ние, сей­час участ­вую в подъ­еме и уста­нов­ке, налад­ке систе­мы управ­ле­ния. Но это не зна­чит, что я буду штат­ным зво­на­рем крем­лев­ских собо­ров. В Костро­ме есть свои спе­ци­а­ли­сты, и даль­ше дело будет пере­да­но в их руки. Если нуж­но, я помо­гу сове­том.

– Вы – извест­ный чело­век в сво­ей про­фес­сии, вас и за гра­ни­цу при­гла­ша­ют. А сами у кого учи­лись?
– Когда я начи­нал, школ зво­на­рей еще не было. И вооб­ще, начи­нал я на желез­ной доро­ге. Слу­жил в желез­но­до­рож­ных вой­сках, рабо­тал, учил­ся в транс­порт­ном вузе. И музы­кой увле­кал­ся, даже играл в рок-груп­пе. Все изме­ни­лось после того, как при­об­щил­ся к цер­ков­но­му пению и коло­коль­но­му зво­ну. Окон­чил дири­жер­ское отде­ле­ние Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та куль­ту­ры и вот уже мно­го лет слу­жу зво­на­рем. Соби­рал свои зна­ния и уме­ния по кру­пи­цам, а сре­ди учи­те­лей сво­их могу назвать игу­ме­на Тро­и­це-Сер­ги­е­вой лав­ры Михея. Он был вир­ту­о­зом в сво­ем деле.

– Как счи­та­е­те, Костро­ма – коло­коль­ный город, она «зазву­чит»?
– В смыс­ле рас­по­ло­же­ния? Оно иде­аль­но. Музы­кан­ты очень забо­тят­ся об аку­сти­ке зала, где им пред­сто­ит высту­пать, о зву­ча­нии голо­са или инстру­мен­та. Так же и зво­на­ри. Храм может нахо­дить­ся в низине, и тогда звук коло­ко­лов не смо­жет рас­про­стра­нить­ся вширь, а толь­ко вверх.

– Он будет гас­нуть?
– Да, а в Костро­ме вос­ста­нав­ли­ва­е­мый собор с коло­коль­ней нахо­дят­ся на высо­ком бере­гу Вол­ги. Звук пой­дет по всей вод­ной аква­то­рии. Боль­шую роль игра­ет и ста­рин­ная пла­ни­ров­ка горо­да. Ули­цы-ради­у­сы, эти зву­ко­вые кори­до­ры будут спо­соб­ство­вать тому, что­бы звон коло­ко­лов услы­ша­ли на самых даль­них окра­и­нах. Я согла­сен с руко­во­ди­те­лем про­ек­та архи­тек­то­ром Алек­се­ем Михай­ло­ви­чем Дени­со­вым, что уже ско­ро в Костро­ме будут про­во­дить­ся фести­ва­ли коло­коль­но­го зво­на, и она в этом отно­ше­нии ста­нет сопер­ни­чать с Росто­вом Вели­ким.

Музы­ка в брон­зе

– Знаю, что в Яро­слав­ле с 2005 года суще­ству­ет шко­ла зво­на­рей, вы там пре­по­да­е­те. А труд­но ли научить­ся коло­коль­но­му зво­ну и кто может стать зво­на­рем?
– В основ­ном, конеч­но, к нам при­хо­дят люди, уже име­ю­щие какую-то началь­ную под­го­тов­ку, но в прин­ци­пе мы берем и нович­ков. Глав­ное усло­вие при при­е­ме в шко­лу – это бла­го­сло­ве­ние при­ход­ско­го свя­щен­ни­ка или насто­я­те­ля мона­сты­ря. Зна­ние музы­каль­ной гра­мо­ты не тре­бу­ет­ся, хотя у нас и есть такой пред­мет в шко­ле, но зача­стую людям с музы­каль­ным обра­зо­ва­ни­ем научить­ся коло­коль­но­му зво­ну слож­нее, чем чело­ве­ку без него.

– Поче­му?
– Дело в том, что у евро­пей­ской музы­ки и у рус­ско­го зво­на раз­ная при­ро­да. Если музы­ка стро­го под­чи­не­на мело­дии, то в коло­коль­ном звоне глав­ное – это ритм. По сво­ей струк­ту­ре он боль­ше похож на зна­мен­ное цер­ков­ное пение.

– А какие-то пра­ви­ла коло­коль­но­го зво­на суще­ству­ют?
– Сыг­рать коло­коль­ный звон «по нотам» нель­зя. Каж­дый звон по-сво­е­му уни­ка­лен. Хотя, с дру­гой сто­ро­ны, есть и опре­де­лен­ные кано­ны. Напри­мер, празд­нич­ный бла­го­вест отли­ча­ет­ся от буд­нич­но­го, осо­бый звон меж­ду утрен­ней и вечер­ней служ­ба­ми, есть и дру­гие зво­ны – на встре­чу архи­ерея, на вен­ча­ние, отпе­ва­ние, есть зво­ны посто­вые, зво­ны пас­халь­ные и рож­де­ствен­ские.

– Все эти зна­ния мож­но полу­чить в шко­ле?
– Поми­мо мастер­ства зво­на­ря и тех­ни­ки коло­коль­но­го зво­на, уча­щи­е­ся изу­ча­ют цер­ков­ный устав и пение, исто­рию коло­коль­но­го зво­на в Рос­сии, тех­но­ло­гию про­из­вод­ства коло­ко­лов, обо­ру­до­ва­ние коло­ко­лен.

– Для меня загад­ка, как чело­век, нахо­дя­щий­ся на коло­кольне, соот­но­сит звон с бого­слу­же­ни­ем, кото­рое про­ис­хо­дит в хра­ме?
– Буду­щие зво­на­ри изу­ча­ют курс литур­ги­ки (это нау­ка о бого­слу­же­ни­ях) и устав коло­коль­но­го зво­на, то есть они зна­ют, в каком месте служ­бы дол­жен быть звон. У хоро­ших зво­на­рей тон­чай­шее чутье на вре­мя, по ним мож­но часы про­ве­рять.

Бли­же всех к анге­лам

– Вот я под­нял­ся на коло­коль­ню – дух захва­ты­ва­ет; люди, дома, маши­ны – все такое малень­кое. А для вас высо­та ста­ла уже при­выч­ной?
– Смот­ришь порой на людей вни­зу — торо­пят­ся куда-то по сво­им сию­ми­нут­ным делам. А позо­ло­чен­ные кре­сты и купо­ла собо­ра – вот они, огром­ные, сто­ят непо­ко­ле­би­мо уже не одно сто­ле­тие. Ока­зав­шись так близ­ко ко все­му это­му, забы­ва­ешь о мир­ских про­бле­мах, все ста­но­вит­ся неваж­ным, и спе­шить, кажет­ся, уже нику­да не надо.

– Какие мыс­ли при­хо­дят, когда зво­ни­те?
– В это вре­мя смот­рю с коло­коль­ни вниз, на город, а пере­зво­ном ста­ра­юсь при­ве­сти свои чув­ства в гар­мо­нию. Быва­ет, что звон идет настоль­ко лег­ко! Попа­дешь в какую-то виб­ра­цию, что ли, и совсем не уста­ешь – зво­ни хоть пят­на­дцать минут, хоть пол­ча­са кря­ду.

– Это физи­че­ски труд­но?
– Послу­ша­ние коло­коль­ное доста­точ­но слож­ное. И в зим­ний холод, и в ветер под­ни­ма­ешь­ся на высо­ту. Одни малень­кие коло­ко­ла при­во­дят­ся в дей­ствие верев­ка­ми, кото­ры­ми зво­нарь управ­ля­ет пра­вой рукой, дру­гие он оття­ги­ва­ет реб­ром ладо­ни левой. Боль­шие коло­ко­ла при­во­дят­ся в дви­же­ние с помо­щью осо­бых при­спо­соб­ле­ний вро­де длин­ных педа­лей, кото­рые поз­во­ля­ют зво­на­рю задей­ство­вать не толь­ко руки, но и ноги. Так что физи­че­ская сила не поме­ша­ет. Но глав­ное – ско­ор­ди­ни­ро­ван­ность.

– Дол­жен ли зво­нарь быть веру­ю­щим чело­ве­ком?
– Если зво­нарь при хра­ме или мона­сты­ре, то, конеч­но, дол­жен. Пото­му что звон – это внеш­ний голос церк­ви. Внут­ри хра­ма поет хор, слу­жит свя­щен­ник, зву­чит молит­ва. А коло­коль­ный звон – это молит­ва вне хра­ма. И зво­нарь вкла­ды­ва­ет в этот звон свое вос­при­я­тие духов­но­сти. В зву­ке – осо­бен­но коло­коль­ном – мож­но выра­зить то, что не пере­дашь сло­ва­ми. Коло­кол – это голос Божий, и когда чело­век его слы­шит, душа его меня­ет­ся.

Коло­коль­ня как оркестр

– Вла­ди­мир Евге­нье­вич, вот вас при­гла­ша­ли высту­пать в опе­ре «Борис Году­нов», вы испол­ня­ли пар­тию коло­коль­но­го зво­на. А что, на коло­ко­лах мож­но сыг­рать любую мело­дию?
– Мож­но. Но рус­ские пра­во­слав­ные коло­ко­ла счи­та­ют­ся «музы­каль­но непра­виль­ны­ми» – слиш­ком мно­го обер­то­нов. Они изда­ют море зву­ков, мно­гие из кото­рых даже не улав­ли­ва­ет наше ухо.

– Полу­ча­ет­ся, что здесь у коло­ко­лов в чем-то есть пре­иму­ще­ство?
– Вот я вам рас­ска­жу. Был такой зво­нарь Кон­стан­тин Сара­д­жев, кото­рый обла­дал уни­каль­ным слу­хом – раз­ли­чал более тыся­чи зву­ков в одной ноте. Он мог услы­шать в гостях незна­ко­мую мело­дию и тут же повто­рить ее, даже с ошиб­ка­ми чело­ве­ка, кото­рый ее играл. Но Сара­д­жев все­гда сме­ял­ся и гово­рил про фор­те­пи­а­но: «Что может вос­про­из­ве­сти эта дура по срав­не­нию с коло­ко­ла­ми?».

– Есть ли у зво­на­ря свой стиль, мане­ра?
– Коло­коль­ня – это малень­кий оркестр, каж­дый коло­кол на ней – как музы­каль­ный инстру­мент, испол­ня­ю­щий свою пар­тию в общем строе. Боль­шой коло­кол, подоб­но дири­же­ру, дер­жит ритм. Педаль­ные точ­но в рас­пи­сан­ном рит­ме идут за боль­шим. Сред­ний испол­ня­ет рит­ми­че­ский ход. Зво­нарь сле­ду­ет уста­ву, как музы­кант нотам. Ника­ких воль­но­стей и лич­ных интер­пре­та­ций. Неболь­шая воз­мож­ность вари­а­ций есть толь­ко в тре­звоне. И все же каж­дый из зво­на­рей зво­нит на свой манер. Когда люди на коло­кольне меня­ют­ся – меня­ет­ся и зву­ча­ние.

Олег САМОЙЛОВ

Наша справ­ка

Вла­ди­мир Дег­тярев родил­ся в 1967 году. В 1995 году окон­чил Мос­ков­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет куль­ту­ры по клас­су хоро­во­го дири­жи­ро­ва­ния. Пел в хоре «Глас», в 2010 году орга­ни­зо­вал муж­ской пев­че­ский ансамбль «Согла­сие». Явля­ет­ся стар­шим зво­на­рем Яро­слав­ской епар­хии, веду­щим пре­по­да­ва­те­лем Яро­слав­ской шко­лы коло­коль­но­го искус­ства, заме­сти­те­лем дирек­то­ра Тута­ев­ско­го коло­коль­но­го заво­да.
Вхо­дит в совет дирек­то­ров фести­ва­ля хоро­вой и коло­коль­ной музы­ки «Пре­об­ра­же­ние», а так­же в прав­ле­ние ассо­ци­а­ции коло­коль­но­го искус­ства Рос­сии.
В 2005 году реа­ли­зо­вал про­ект «Воен­ный рек­ви­ем» в трех горо­дах: Ханау (Гер­ма­ния), Яро­славль (Рос­сия) и Эксе­тер (Вели­ко­бри­та­ния), посвя­щен­ный 60-летию окон­ча­ния Вто­рой миро­вой вой­ны.
В каче­стве зво­на­ря изве­стен не толь­ко во мно­гих пра­во­слав­ных при­хо­дах, где уста­нав­ли­вал коло­ко­ла и обу­чал зво­на­рей, но и на мно­гих кон­церт­ных пло­щад­ках и в теат­рах, где посто­ян­но участ­ву­ет в сим­фо­ни­че­ских, хоро­вых и опер­ных поста­нов­ках.

О чем они зво­нят

Кано­ни­че­ских видов зво­на все­го четы­ре.

Бла­го­вест – это мер­ные уда­ры в коло­кол, кото­рые помо­га­ют чело­ве­ку настро­ить­ся перед нача­лом бого­слу­же­ния.
Пере­звон совер­ша­ет­ся в Страст­ную пят­ни­цу, Кре­ще­ние, Успе­ние, Кре­сто­воз­дви­же­ние – в каж­дый коло­кол уда­ря­ют по одно­му разу с неболь­шим интер­ва­лом – от боль­шо­го (низ­ко­го) к мало­му (высо­ко­му). Он сим­во­ли­зи­ру­ет ума­ле­ние Бога ради спа­се­ния людей.
Пере­бор – пооче­ред­ные уда­ры в коло­ко­ла от само­го малень­ко­го до боль­шо­го – исполь­зу­ет­ся после отпе­ва­ния и сим­во­ли­зи­ру­ет жизнь чело­ве­ка от рож­де­ния до смер­ти. В кон­це испол­ня­ет­ся крат­кий тре­звон, напо­ми­на­ю­щий о надеж­де на веч­ное бла­жен­ное упо­ко­е­ние.
Тре­звон в цер­ков­ном оби­хо­де исполь­зу­ет­ся чаще все­го – его мы слы­шим каж­дый день после литур­гии, это самый худо­же­ствен­ный жанр зво­на, где воз­мож­на импро­ви­за­ция и зво­нарь может луч­ше все­го выра­зить себя.

«Костром­ские ведо­мо­сти», 20 нояб­ря 2018 года

Костромской кремль