Колокольную перекличку организовал Суздаль. В этом году он стал новогодней столицей страны. Вместе с нашим звонарем Любовью Рудацкой, чтобы поучаствовать в проекте, на колокольню Костромского кремля поднялась и съемочная группа ГТРК «Кострома».
Это пока еще не сам звон, говорит звонарь с двадцатилетним стажем Любовь Рудацкая. Сейчас на улице –26°С. А на верхнем ярусе кремлевской колокольни все –31°С. И если затрезвонить в колокола в полный голос – они просто треснут на таком морозе. Поэтому сначала инструмент разыгрывают. Любовь Рудацкая выбрала для этого мотив хора «Славься» из оперы Глинки – мелодию, которую играют часы Костромского кремля. И когда колокол привык к колебаниям на морозе, можно ударить и в полный голос. Звучат вариации на тему соборного звона Костромского кремля.
Любовь Рудацкая, звонарь: «У нас очень хороший набор, большие колокола. И, соответственно, эти колокола позволяют соединять несколько традиций, которые я знаю, которые я очень люблю. И вот они в моей голове в какой-то момент складываются вот в этот соборный звон, который мы чаще всего и слышим с колокольни».
На звоннице Костромского кремля 18 колоколов, самый большой весит 16 тонн. Правда, сегодня из-за морозов его решили не тревожить. Колокольня Богоявленского собора, который был восстановлен заново – одна из самых высоких на Волге. В прежние времена костромские звоны слышали в Ярославле. «Сегодня из-за городского шума такого уже не получится», – говорит Любовь Рудацкая. «Но знать, что вместе с тобой сегодня звонят все города Золотого кольца и не только – отрадно», – говорит звонарь. К акции, которую организовали в Суздале, нынешней столице новогодних праздников, присоединились Муром, Москва, Казань и Санкт-Петербург.
Ну, а костромские звонари бросают идею – устроить летний перезвон городов Золотого кольца. А если его подхватят по кругу еще и села, где есть церкви с колокольнями, то у России, помимо Золотого, появится еще и звенящее кольцо, которое уже точно будет слышно.
Любовь Рудацкая, звонарь: «Да, будет слышно. И дальше так по цепочке мы бы передали этот звон, правда».