Сайт создан по благословению митрополита Костромского и Нерехтского ФЕРАПОНТА

Митрополит Ферапонт рассказывает о воссоздании Костромского кремля

В ноябрь­ском номе­ре «Жур­на­ла Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии» за этот год опуб­ли­ко­ван текст бесе­ды кор­ре­спон­ден­та жур­на­ла с мит­ро­по­ли­том Костром­ским и Нерехт­ским Фера­пон­том. Пред­ла­га­ем вни­ма­нию наших чита­те­лей фраг­мент интер­вью, в кото­ром гово­рит­ся о вос­со­зда­нии Костром­ско­го крем­ля. 

– Ваша епар­хия реа­ли­зу­ет амби­ци­оз­ный про­ект вос­ста­нов­ле­ния Костром­ско­го крем­ля. Зачем это вам нуж­но, когда сле­ду­ет ожи­дать резуль­та­тов и что в ито­ге мы уви­дим в исто­ри­че­ском цен­тре горо­да неда­ле­ко от набе­реж­ной?

– Жела­ние вос­ста­но­вить архи­тек­тур­ный ансамбль Костром­ско­го крем­ля воз­ник­ло дав­но, в самом нача­ле 1990‑х годов. В Успен­ском кафед­раль­ном собо­ре хра­ни­лась Фео­до­ров­ская ико­на Божи­ей Мате­ри, на этом месте века­ми совер­шал­ся мона­ше­ский подвиг, шла литур­ги­че­ская жизнь. Крем­лев­ский ансамбль был глав­ным укра­ше­ни­ем цен­тра Костро­мы. К тому же епар­хия заин­те­ре­со­ва­на в вос­ста­нов­ле­нии исто­ри­че­ско­го кафед­раль­но­го собо­ра само­го по себе. Все это вызы­ва­ло горя­чее жела­ние мно­гих людей вос­со­здать Костром­ской кремль. Тому было несколь­ко попы­ток. Наш пер­вый в пост­со­вет­ский пери­од епар­хи­аль­ный архи­тек­тор Лео­нид Васи­льев еще в нача­ле 1990‑х под­го­то­вил про­ект вос­со­зда­ния крем­лев­ских собо­ров. Строй­ку попы­та­лись начать при мэре горо­да Бори­се Коро­бо­ве. Рас­ко­па­ли кот­ло­ван, при­ня­лись вби­вать сваи. Но пошел тре­щи­на­ми один из сосед­них домов, и рабо­ты свер­ну­ли. Неод­но­крат­но созда­ва­лись фон­ды для воз­рож­де­ния свя­ты­ни, но их дей­ствия к успе­ху не при­во­ди­ли.

Пять лет назад, когда испол­ни­лось 80 лет вар­вар­ско­му уни­что­же­нию крем­лев­ско­го ансам­бля, мы оце­ни­ли сово­куп­ную сме­ту всех вос­ста­но­ви­тель­ных меро­при­я­тий. Сум­ма соста­ви­ла око­ло 1,5 млрд руб. Сюда вхо­дят вос­со­зда­ние двух собо­ров, рестав­ра­ция с эле­мен­та­ми рекон­струк­ции двух быв­ших зда­ний цер­ков­но­го прич­та (частич­но их пред­сто­ит рас­се­лить, так как они заня­ты город­ским манев­рен­ным жилищ­ным фон­дом) и уста­нов­ка кова­ной огра­ды по пери­мет­ру все­го архи­тек­тур­но­го ком­плек­са. О пла­нах доло­жи­ли Свя­тей­ше­му Пат­ри­ар­ху Кирил­лу. Его Свя­тей­ше­ство посчи­тал воз­мож­ным под­дер­жать наш про­ект, и в июле 2015 года, при­быв с пер­во­свя­ти­тель­ским визи­том в Костро­му, при­вез извест­но­го бла­го­тво­ри­те­ля – про­фес­си­о­наль­но­го стро­и­те­ля Вик­то­ра Ива­но­ви­ча Тырыш­ки­на, за пле­ча­ми кото­ро­го финан­си­ро­ва­ние воз­рож­де­ния несколь­ких круп­ных цер­ков­ных объ­ек­тов. Полу­чив бла­го­сло­ве­ние Свя­тей­ше­го, Вик­тор Ива­но­вич согла­сил­ся взять на себя и этот важ­ней­ший про­ект. Прак­ти­че­ски сра­зу после визи­та Пат­ри­ар­ха он начал дея­тель­ность по вос­ста­нов­ле­нию свя­ты­ни, обсу­дил все необ­хо­ди­мые рабо­чие момен­ты с област­ны­ми вла­стя­ми. И рабо­та заки­пе­ла!

Сей­час на строй­пло­щад­ке вы може­те видеть уже закон­чен­ные во внеш­них фор­мах Бого­яв­лен­ский собор и коло­коль­ню. Прин­цип вос­со­зда­ния утра­чен­но­го памят­ни­ка потре­бо­вал в дан­ном слу­чае выпол­не­ния дли­тель­ной про­це­ду­ры кро­пот­ли­вых науч­но-рестав­ра­ци­он­ных изыс­ка­ний. Ведь собор с трех­ве­ко­вой исто­ри­ей мно­же­ство раз пере­де­лы­ва­ли и пере­стра­и­ва­ли. В ито­ге спе­ци­а­ли­сты оста­но­ви­лись на вос­ста­нов­ле­нии фаса­дов и наруж­ных форм эпо­хи барок­ко. По убран­ству же еще про­дол­жа­ют­ся дис­кус­сии – дума­ем, каки­ми будут ико­но­стас и полы. Над эти­ми вопро­са­ми рабо­та­ет ква­ли­фи­ци­ро­ван­ная коман­да под руко­вод­ством глав­но­го архи­тек­то­ра про­ек­та моск­ви­ча Алек­сея Дени­со­ва и под кон­тро­лем гла­вы Экс­перт­но­го сове­та по цер­ков­но­му искус­ству, архи­тек­ту­ре и рестав­ра­ции про­то­и­е­рея Лео­ни­да Кали­ни­на. Успен­ский собор был стар­ше сво­е­го сосе­да – Бого­яв­лен­ско­го собо­ра, имен­но там нахо­ди­лась наша вели­чай­шая свя­ты­ня – Фео­до­ров­ская ико­на Божи­ей Мате­ри. Его стро­и­тель­ство толь­ко начи­на­ет­ся. Задерж­ка, в част­но­сти, свя­за­на с затя­нув­ши­ми­ся архео­ло­ги­че­ски­ми иссле­до­ва­ни­я­ми, про­во­див­ши­ми­ся пол­то­ра года. Наде­ем­ся, основ­ные стро­и­тель­ные рабо­ты завер­шат­ся через два года.

Пол­ный текст интер­вью

Костромской кремль