Сайт создан по благословению митрополита Костромского и Нерехтского ФЕРАПОНТА

Интервью с художником Дмитрием Трофимовым

Созда­вать ико­но­стас Бого­яв­лен­ско­го собо­ра Костром­ско­го крем­ля будет извест­ный мос­ков­ский худож­ник.

Дмит­рий Тро­фи­мов уже мно­го лет зани­ма­ет­ся созда­ни­ем фре­сок и икон в хра­мах по всей Рос­сии. За вре­мя сво­ей карье­ры он успел поучаст­во­вать в вос­со­зда­нии рос­пи­си мос­ков­ско­го Хра­ма Хри­ста Спа­си­те­ля, руко­во­дил живо­пис­ны­ми рабо­та­ми в хра­ме в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы в Диве­е­во, в церк­ви ико­ны Божи­ей Мате­ри «Зна­ме­ние» на Шере­ме­те­вом дво­ре и мно­же­стве дру­гих пра­во­слав­ных хра­мов. Теперь ему и чле­нам его мастер­ской «Царь­град» пред­сто­ит рабо­тать в вос­ста­нав­ли­ва­е­мом Бого­яв­лен­ском собо­ре Костром­ско­го крем­ля.

Церковное искусство – вне времени

– Дмит­рий, вы с дет­ства хоте­ли стать худож­ни­ком?

– Мой путь в этом направ­ле­нии, мож­но ска­зать, был пред­опре­де­лен. Я родил­ся в семье худож­ни­ков, пред­ста­ви­те­ля­ми этой про­фес­сии были мои роди­те­ли и бабуш­ка. Ходил в Мос­ков­скую худо­же­ствен­ную шко­лу, окон­чил худо­же­ствен­ный инсти­тут име­ни Сури­ко­ва.

– Рас­ска­жи­те, поче­му имен­но рели­ги­оз­ная живо­пись ста­ла вашим основ­ным про­фи­лем?

– Инте­рес к рели­ги­оз­ной живо­пи­си родил­ся у меня еще в сте­нах инсти­ту­та. Там были заме­ча­тель­ные пре­по­да­ва­те­ли, кото­рые сами горе­ли этим искус­ством и нас зара­жа­ли. А пере­лом­ным момен­том в жиз­ни ста­ла прак­ти­ка в горо­де Росто­ве Вели­ком. Ее, кста­ти, инсти­тут еже­год­но орга­ни­зу­ет до сих пор. Имен­но там на сте­нах хра­мов хоро­шо сохра­ни­лись рос­пи­си кон­ца XVII века. Мы, сту­ден­ты, зани­ма­лись тогда их копи­ро­ва­ни­ем. Имен­но в это вре­мя я осо­знал, насколь­ко рели­ги­оз­ная живо­пись глу­бо­ка и инте­рес­на. Через неко­то­рое вре­мя попро­сил­ся уче­ни­ком к Адоль­фу Нико­ла­е­ви­чу Овчин­ни­ко­ву. Он был рестав­ра­то­ром высо­чай­ше­го клас­са и посвя­тил всю свою жизнь изу­че­нию пра­во­слав­но­го искус­ства. В тече­ние года я каж­дый день ходил к нему на заня­тия, наби­рал­ся опы­та.

– Ваше увле­че­ние – это сво­е­го рода вея­ние вре­ме­ни, девя­но­стых годов? Или вы все­гда были рели­ги­оз­ным чело­ве­ком?

– Я рос в рели­ги­оз­ной семье. Отец с сере­ди­ны пяти­де­ся­тых годов актив­но участ­во­вал в рабо­те обще­ства охра­ны памят­ни­ков исто­рии и куль­ту­ры. Пом­ню, что в доме у нас все­гда сто­я­ло мно­го икон. Вооб­ще пра­во­слав­ная вера в моей жиз­ни была все­гда.

– Ваша про­фес­сия остав­ля­ет вре­мя на семью, хоб­би? Чем вы увле­ка­е­тесь поми­мо основ­ной рабо­ты?

– Конеч­но, хоте­лось бы боль­ше вре­ме­ни уде­лять сво­ей семье и себе само­му. Но я уте­ша­юсь тем, что мои пред­ки кре­стьяне впа­хи­ва­ли не мень­ше мое­го. Поэто­му в том, что я уде­ляю мно­го вре­ме­ни сво­ей про­фес­сии, нет ниче­го дур­но­го.

Если гово­рить серьез­но, то я инте­ре­су­юсь исто­ри­ей. На самом деле, это слож­но назвать хоб­би или увле­че­ни­ем, посколь­ку она в первую оче­редь необ­хо­ди­ма мне для рабо­ты. Без исто­рии нику­да, любое хри­сти­ан­ское изоб­ра­же­ние – не про­сто кар­тин­ка, оно содер­жит в себе некий текст, опи­ра­ет­ся на исто­ри­че­ские сюже­ты и тек­сты Свя­щен­но­го Писа­ния, Свя­щен­но­го Пре­да­ния. Есте­ствен­но, что во вре­мя изу­че­ния жития свя­то­го воз­ни­ка­ет необ­хо­ди­мость озна­ко­мить­ся и с исто­ри­че­ски­ми мате­ри­а­ла­ми, что­бы глуб­же погру­зить­ся в ту эпо­ху.

– Дмит­рий Алек­сан­дро­вич, а у вас есть свет­ские рабо­ты?

– Конеч­но, есть. Когда я окан­чи­вал инсти­тут, все­рьез поду­мы­вал о том, что буду писать исто­ри­че­ские полот­на. В двух­ты­сяч­ных годах вер­нул­ся к этой теме и создал серию порт­ре­тов выда­ю­щих­ся дея­те­лей бело­го дви­же­ния. По интер­не­ту эти изоб­ра­же­ния, судя по все­му, очень непло­хо разо­шлись. Белое дви­же­ние инте­ре­со­ва­ло меня с дет­ства. Мы тогда мно­го раз­го­ва­ри­ва­ли об этом с отцом. А тема граж­дан­ской вой­ны, к сожа­ле­нию, акту­аль­на в Рос­сии все­гда.

Уже про­шло мно­го вре­ме­ни, появи­лось мно­же­ство идей, как про­дол­жить нача­тое более пят­на­дца­ти лет назад. Но вре­ме­ни на это пока выкро­ить не уда­ет­ся. 

– Зани­ма­ясь твор­че­ством, вы выра­жа­е­те свои рели­ги­оз­ные, поли­ти­че­ские взгля­ды или про­сто дела­е­те то, на что есть спрос?

– В моей свет­ской живо­пи­си, без­услов­но, есть поли­ти­че­ский под­текст. Уже сам факт того, что я решил­ся уве­ко­ве­чить имен­но дея­те­лей бело­го дви­же­ния, гово­рит, что это мой миро­воз­зрен­че­ский выбор. Конеч­но, на эти кар­ти­ны накла­ды­ва­ли свой отпе­ча­ток и не уга­са­ю­щие до сих пор дис­кус­сии о про­ис­хо­дя­щем в стране в те годы.

Что каса­ет­ся цер­ков­но­го искус­ства, то оно вне­вре­мен­но. В этом его глав­ное отли­чие от свет­ско­го. Те про­бле­мы, кото­рые вста­ют перед чело­ве­ком внут­ри церк­ви, могут не иметь зна­че­ния в мир­ской жиз­ни и наобо­рот. В кано­ни­че­ском искус­стве мы пыта­ем­ся мак­си­маль­но снять вопро­сы про­стран­ства и вре­ме­ни. Изоб­ра­жа­ем Хри­ста, Бого­ро­ди­цу, свя­тых «посре­де нас», здесь и сей­час – и во веки веков.

Нас объединяет общая творческая цель

– Когда появи­лась ваша мастер­ская? Чем кон­крет­но вы зани­ма­е­тесь?

– Цер­ков­ным искус­ством я зани­ма­юсь с девя­но­стых годов, но как пол­но­цен­ный кол­лек­тив «Царь­град» начал созда­вать­ся в 2007–2008 годах. Посте­пен­но нас ста­но­ви­лось все боль­ше, и сей­час уже око­ло 30 чело­век. Это не толь­ко худож­ни­ки, но и архи­тек­то­ры. Мы про­ек­ти­ру­ем все убран­ство хра­мов и ико­но­ста­сы, цер­ков­ную утварь, вит­ра­жи, полы и дру­гое. В послед­нее вре­мя «Царь­град» зани­ма­ет­ся еще и про­ек­ти­ро­ва­ни­ем хра­мов цели­ком. В общем, посте­пен­но вырос­ли в доста­точ­но боль­шой, друж­ный кол­лек­тив талант­ли­вых людей.

Мы успе­ли пора­бо­тать более чем в соро­ка хра­мах по всей Рос­сии и за рубе­жом, дела­ли рос­пи­си ико­но­ста­сов, изго­тав­ли­ва­ли вит­ра­жи. Извест­ные наши рабо­ты – это рос­пи­си в Диве­ев­ском мона­сты­ре, Туль­ском крем­ле, в самом боль­шом и очень кра­си­вом хра­ме Ижев­ска – Ивер­ском. Гео­гра­фия наша, мож­но ска­зать, охва­ты­ва­ет весь евразий­ский кон­ти­нент. На запа­де мы рас­пи­сы­ва­ли храм в Бар­се­лоне, а на восто­ке – в Хаба­ров­ске.

– В при­выч­ном пони­ма­нии худож­ни­ки обыч­но тру­дят­ся в оди­ноч­ку, а здесь – целая коман­да. Из-за это­го не воз­ни­ка­ет слож­но­стей с реа­ли­за­ци­ей заду­ман­но­го?

– Любой кол­лек­тив – непро­стой орга­низм, а кол­лек­тив худож­ни­ков – тем более. У каж­до­го есть своя ода­рен­ность, свои худо­же­ствен­ные амби­ции, свой харак­тер. Это про­бле­ма не толь­ко худож­ни­ков, но и любо­го твор­че­ско­го кол­лек­ти­ва, будь то музы­каль­ный оркестр или съе­моч­ная груп­па. С этим при­хо­дит­ся мирить­ся. Одна­ко если люди объ­еди­не­ны общей целью, то все лич­ност­ные фак­то­ры ухо­дят на вто­рой план.

Мы уже сра­бо­та­лись. Есть энту­зи­азм, жела­ние выпол­нить общую твор­че­скую цель. Все пони­ма­ют: эта дея­тель­ность явля­ет­ся не про­сто фор­мой худо­же­ствен­но­го само­вы­ра­же­ния. На нас более серьез­ная ответ­ствен­ность, чем в свет­ском искус­стве. Мы рабо­та­ем для Церк­ви – с боль­шой бук­вы. Мои кол­ле­ги осо­зна­ют, что их твор­че­ство – это дар Богу. Бла­го­да­ря чему, в том чис­ле, нам и уда­ет­ся дости­гать столь высо­ких резуль­та­тов.

– Вы гово­ри­те про боль­шую ответ­ствен­ность. Худож­ник-мону­мен­та­лист – доста­точ­но ред­кая про­фес­сия, она дей­стви­тель­но не про­ща­ет лег­ко­мыс­лен­но­го под­хо­да. Ведь если бума­га все­гда стер­пит, то сте­на исто­ри­че­ско­го хра­ма – вряд ли. Как в таких усло­ви­ях мож­но искать помощ­ни­ков? Мож­но ли осво­ить эту про­фес­сию в вузе или нуж­на дол­гая прак­ти­ка?

– Без­услов­но, важ­ней­ший фак­тор в любой рабо­те – про­фес­си­о­на­лизм. Это каса­ет­ся и шофе­ра, и вра­ча, и худож­ни­ка. В нашей про­фес­сии есть так назы­ва­е­мое базо­вое худо­же­ствен­ное обра­зо­ва­ние. Этот тер­мин под­ра­зу­ме­ва­ет обу­че­ние в про­филь­ном вузе, кото­рое необ­хо­ди­мо для стар­та. Без него при рабо­те в хра­ме мож­но ско­рее навре­дить, чем помочь.

Так же как бого­слов изу­ча­ет фило­со­фию Пла­то­на и Ари­сто­те­ля, так и худож­ник зна­ко­мит­ся с осно­ва­ми изоб­ра­зи­тель­но­го искус­ства, что­бы в пер­спек­ти­ве достичь вер­шин мастер­ства. Овла­дев эти­ми навы­ка­ми в вузе, худож­ник, кото­рый хочет рабо­тать в хра­ме, осва­и­ва­ет язык кано­ни­че­ский. Имен­но на этом язы­ке гово­рит пра­во­слав­ное искус­ство.

Ну и конеч­но, в нашей про­фес­сии, как и в любой дру­гой, очень важен прин­цип настав­ни­че­ства. Чело­век, кото­рый окон­чил меди­цин­ский инсти­тут, еще десять лет рабо­та­ет асси­стен­том у сво­их стар­ших кол­лег. В это вре­мя он по неопыт­но­сти непре­мен­но будет совер­шать ошиб­ки, кото­рые и заме­тят его настав­ни­ки. Цер­ков­ное искус­ство в этом смыс­ле похо­же на рабо­ту вра­чей. 

Кострома – особый город в истории страны

– Как вы лич­но отно­си­тесь к воз­рож­де­нию хра­мо­во­го ком­плек­са Костром­ско­го крем­ля?

– Для нача­ла нуж­но ска­зать, что вос­ста­нов­ле­ние крем­ля – это вели­кое чудо не толь­ко для Костром­ской обла­сти, но и для всей Рос­сии. Кремль воз­рож­да­ет­ся в горо­де, кото­рый стал колы­бе­лью воз­рож­де­ния всей стра­ны. В те непро­стые смут­ные вре­ме­на Рос­сии на несколь­ко лет фак­ти­че­ски не ста­ло. Имен­но костром­ская зем­ля ста­ла той опор­ной точ­кой, из кото­рой нача­ло вос­ста­нав­ли­вать­ся госу­дар­ство.

Лет пят­на­дцать назад я впер­вые при­ез­жал в Костро­му по рабо­чим вопро­сам. Я не зада­вал­ся целью оце­нить город, отве­тить на вопрос, нра­вит­ся мне здесь или нет. Тем не менее все рав­но воз­ни­ка­ло ощу­ще­ние, что без крем­ля в этом древ­нем горо­де отсут­ству­ет какой-то стер­жень, опо­ра. В горо­де дол­жен быть сакраль­ный центр, а его нет.

– Вос­ста­нав­ли­вая внут­рен­нее убран­ство Бого­яв­лен­ско­го собо­ра, вы пыта­е­тесь при­дать ему пер­во­здан­ный вид или созда­е­те что-то ори­ги­наль­ное? На какие исто­ри­че­ские источ­ни­ки опи­ра­е­тесь?

– К сожа­ле­нию, мы не зна­ем, как выгля­де­ло внут­рен­нее убран­ство собо­ра в XVIII веке, во вре­ме­на, когда он был постро­ен. Инфор­ма­ция об этом про­сто не сохра­ни­лась. Пото­му ико­но­стас вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся по фото­гра­фи­ям нача­ла ХХ века. Веро­ят­но, имен­но таким, как на этих изоб­ра­же­ни­ях, было внут­рен­нее убран­ство Бого­яв­лен­ско­го собо­ра и в тот момент, когда его уни­что­жи­ли.

Соглас­но источ­ни­кам, ико­но­стас нача­ла ХХ века был выпол­нен в неорус­ском сти­ле. Это направ­ле­ние раз­ви­ва­лось в нашей стране со вто­рой поло­ви­ны XIX века. Его глав­ный прин­цип – попыт­ка загля­нуть в свое про­шлое и тво­рить так, как тво­ри­ли наши пред­ки в XVII веке.

– Чем кон­крет­но буде­те зани­мать­ся?

– Нуж­но отме­тить, что наша орга­ни­за­ция высту­па­ет здесь как под­ряд­чик. Мы под­клю­чи­лись к про­цес­су недав­но, к это­му момен­ту реше­ние, как дол­жен выгля­деть собор, было уже окон­ча­тель­но при­ня­то. Ико­но­стас и ико­ны – это кол­лек­тив­ная рабо­та. Наша мастер­ская по фото­гра­фи­ям нача­ла ХХ века и огром­но­му коли­че­ству дру­гих изоб­ра­же­ний внут­рен­не­го убран­ства хра­мов раз­ра­ба­ты­ва­ет про­ект ико­но­ста­са и эски­зы икон. Мы будем рабо­тать и над созда­ни­ем самих икон. А так назы­ва­е­мое тело ико­но­ста­са, его обрам­ле­ние будет выпол­нять дру­гая орга­ни­за­ция, «Абрам­цев­ские мастер­ские» Андрея Вуко­ло­ва. Это масте­ра высо­чай­ше­го клас­са, мы мно­го лет с ними сотруд­ни­ча­ем.

– Когда нач­нут­ся рабо­ты и сколь­ко про­длят­ся?

– Рабо­ты ведут­ся уже сей­час, прав­да, не в Костро­ме. Наш архи­тек­тор пря­мо сей­час чер­тит рабо­чий про­ект ико­но­ста­са. После его утвер­жде­ния, при­мер­но через месяц, нач­нем созда­вать сами ико­ны. Ори­ен­ти­ро­воч­но рабо­ты долж­ны завер­шить летом.

Костромской кремль