Сайт создан по благословению митрополита Костромского и Нерехтского ФЕРАПОНТА

Митрополит Ферапонт: Костромской кремль будет духовно-просветительским центром епархии

В июле 2015 года Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси Кирилл бла­го­сло­вил вос­со­зда­ние Костром­ско­го крем­ля. С тех пор тру­дом и молит­вой свя­ты­ня воз­рож­да­ет­ся. Для Костром­ской мит­ро­по­лии нет сего­дня строй­ки мас­штаб­нее и важ­нее. Об исто­рии, зна­че­нии и буду­щем Костром­ско­го крем­ля мы пого­во­ри­ли с мит­ро­по­ли­том Костром­ским и Нерехт­ским Фера­пон­том.

По видению Степана Воротилова

– Вла­ды­ка, не так дав­но свет уви­де­ла ваша кни­га «Костром­ской кремль и его свя­ты­ня». Как созда­вал­ся этот труд? И в чем осо­бен­ность ваше­го взгля­да, как архи­ерея, на исто­рию крем­ля?

– С момен­та нача­ла вос­ста­нов­ле­ния Костром­ско­го крем­ля выпу­ще­но несколь­ко книг и бро­шюр. Если гово­рить о послед­нем изда­нии, это, по боль­шо­му сче­ту, архив руко­пи­сей и вос­по­ми­на­ний людей, кото­рые в крем­ле слу­жи­ли. К при­ме­ру, про­то­и­е­рея Иако­ва Арсе­нье­ва. Кни­га повест­ву­ет об исто­рии крем­ля и его глав­ной свя­ты­ни – Фео­до­ров­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри.

В дан­ном слу­чае мож­но гово­рить о серьез­ной исто­ри­че­ской базе это­го иссле­до­ва­ния, посколь­ку оно осно­ва­но на архив­ных доку­мен­тах. Дело в том, что цер­ков­ные пре­да­ния с точ­ки зре­ния свет­ских исто­ри­ков могут счи­тать­ся нена­деж­ны­ми, осо­бен­но если речь идет о чудес­ных явле­ни­ях. Напри­мер, когда мы берем ска­за­ния о явле­нии и чуде­сах Фео­до­ров­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри. Это доку­мент, состав­лен­ный в XVII веке. А явле­на ико­на в XIII веке. Свет­ские исто­ри­ки ска­жут – источ­ник нена­деж­ный. А мы воз­ра­зим – раз­ве лето­пись, кото­рую состав­ля­ли под кон­тро­лем царя, намно­го надеж­нее? И вот науч­но-исто­ри­че­ский под­ход к иссле­до­ва­нию сгла­жи­ва­ет эти про­ти­во­ре­чия. Поэто­му мы счи­та­ем необ­хо­ди­мым изда­вать про Костром­ской кремль не толь­ко попу­ляр­ную лите­ра­ту­ру, но и науч­ные изыс­ка­ния.

– Костром­ской кремль, несмот­ря на преж­ний внеш­ний вид, функ­ци­о­наль­но отли­ча­ет­ся. Как и мате­ри­а­лы, исполь­зу­е­мые в рабо­те…

– Это общая тен­ден­ция наше­го вре­ме­ни. Ста­рые тех­но­ло­гии чаще все­го уте­ря­ны, а мате­ри­а­лов, ана­ло­гич­ных преж­ним, прак­ти­че­ски нет. Вы зна­е­те, напри­мер, что очень слож­но най­ти извест­ку нуж­но­го каче­ства?! Я имен­но о том, ста­ром и очень проч­ном рас­тво­ре. И при вос­со­зда­нии древ­них хра­мов, конеч­но, при­ме­ня­ют новые тех­но­ло­гии и мате­ри­а­лы. В Костром­ском крем­ле осо­бый слу­чай. Мы при­ня­ли реше­ние сде­лать на коло­кольне смот­ро­вую пло­щад­ку, лиф­ты. И это сра­зу изме­ни­ло даль­ней­ший под­ход: преж­няя коло­коль­ня была пол­но­стью кир­пич­ной, а нынеш­няя – из кир­пи­ча и бето­на. Но, конеч­но, оста­лась леп­ни­на, кото­рая ее укра­ша­ла. Внеш­ние фор­мы и коло­коль­ни, и хра­ма мы пыта­лись мак­си­маль­но сохра­нить. Более того, когда дела­ли фун­да­мент, нашли осно­ва­ние ста­ро­го пре­сто­ла. У нас есть пол­ное убеж­де­ние, что мы по раз­ме­рам и по месту пол­но­стью сде­ла­ли новый храм иден­тич­ным ста­ро­му. Более того, Бого­яв­лен­ский собор будет таким, каким его заду­мы­вал Сте­пан Воро­ти­лов. Не сек­рет, что в свое вре­мя храм рас­ши­ри­ли – доба­ви­ли целых четы­ре при­де­ла. Мы реши­ли это­го не делать, а оста­вить в пер­во­на­чаль­ном виде.

– Вме­сте с тем у ново­го собо­ра – два эта­жа…

– Да. Два эта­жа в хра­ме – тоже важ­ное отли­чие. Кро­ме того, на сред­нем уровне будет музей, тех­ни­че­ские поме­ще­ния, а так­же появит­ся ниж­ний храм, посвя­щен­ный вои­нам-костро­ми­чам. У него своя исто­рия. Был когда-то храм Иоан­на Пред­те­чи на ули­це Ост­ров­ско­го. Мы хоте­ли вос­ста­но­вить его и посвя­тить пра­во­слав­но­му воин­ству. Но не так лег­ко стро­ить с нуля хра­мы. Когда появи­лась воз­мож­ность сде­лать на ниж­нем эта­же Бого­яв­лен­ско­го собо­ра храм воин­ской сла­вы, мы, конеч­но, были очень рады.

Удобно духовенству, прихожанам, паломникам

– Когда мы гово­рим о Костром­ском крем­ле, то под­ра­зу­ме­ва­ем целый ком­плекс хра­мов, объ­ек­тов. Как будут в даль­ней­шем исполь­зо­вать­ся, к при­ме­ру, дома собор­но­го прич­та? Ведь в одном из них уже сей­час суще­ству­ет храм.

– Вла­ди­мир­ский храм сей­час выпол­ня­ет важ­ную функ­цию – там еже­днев­но слу­жит­ся литур­гия. Еще в самом нача­ле стро­и­тель­ства об этом про­сил наш меце­нат Вик­тор Тырыш­кин, что­бы посто­ян­но зву­ча­ла молит­ва. Нам уда­лось доста­точ­но быст­ро орга­ни­зо­вать домо­вой храм – сей­час он с рос­пи­ся­ми, появи­лись свои при­хо­жане. В буду­щем, конеч­но, при кафед­раль­ном собо­ре в этом доме раз­ме­стит­ся архи­ерей­ская рези­ден­ция, Вла­ди­мир­ский храм так­же будет выпол­нять функ­цию домо­во­го хра­ма, а еще хра­ма кре­стиль­но­го. Там обо­ру­до­ва­на спе­ци­аль­ная боль­шая купель, что­бы мож­но было кре­стить и взрос­лых людей. Дан­ный дом на Чай­ков­ско­го, 8 сей­час реста­ври­ру­ет­ся за счет феде­раль­ных средств. Их уда­лось полу­чить бла­го­да­ря помо­щи наше­го Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Кирил­ла.

С дру­гим домом немно­го слож­нее. Там есть несколь­ко част­ных квар­тир, а часть поме­ще­ний при­над­ле­жит епар­хии. Насчет исполь­зо­ва­ния это­го дома суще­ству­ет несколь­ко вари­ан­тов, но у меня есть меч­та – сде­лать епар­хи­аль­ную пра­во­слав­ную гим­на­зию. Сей­час для нее нет под­хо­дя­ще­го поме­ще­ния. Но слиш­ком забе­гать впе­ред не хочет­ся – преж­де нуж­но решить вопрос и с част­ны­ми поме­ще­ни­я­ми, и с ремон­том зда­ния. А кро­ме того, необ­хо­ди­мо пони­мать – в кремль пой­дет боль­шой тури­сти­че­ский поток. И часть поме­ще­ний в доме на Чай­ков­ско­го, 4, кото­рый сей­час в город­ской соб­ствен­но­сти, мы наде­ем­ся, будет исполь­зо­вать­ся в инте­ре­сах крем­ля. Речь идет и о пунк­те пита­ния, цер­ков­ной лав­ке, экс­кур­си­он­ном бюро и так далее. Думаю, сло­жит­ся инфра­струк­ту­ра, похо­жая на ту, что сей­час есть в Ипа­тьев­ском мона­сты­ре. Поэто­му, если корот­ко, зада­чи такие: обес­пе­чить дея­тель­ность духо­вен­ства и хра­ма, обес­пе­чить инфра­струк­ту­рой тури­стов и палом­ни­ков, и хоро­шо бы, как я гово­рил, создать пра­во­слав­ную гим­на­зию.

– Насколь­ко мы зна­ем, в коло­кольне Бого­яв­лен­ско­го собо­ра раз­ме­стит­ся музей. Здесь уже несколь­ко раз про­хо­ди­ли кон­цер­ты коло­коль­ных зво­нов. Мож­но ли ска­зать, что в пер­спек­ти­ве кремль ста­нет не про­сто хра­мо­вым ком­плек­сом, а духов­но-про­све­ти­тель­ским цен­тром?

– Это совер­шен­но пра­виль­но, посколь­ку кафед­раль­ный собор дол­жен являть­ся духов­ным цен­тром епар­хии. Во-пер­вых, пла­ни­ру­ет­ся там два музея: в коло­кольне экс­по­зи­ция по исто­рии Костром­ско­го крем­ля, а в собо­ре будут выстав­ле­ны ста­рин­ные еван­ге­лия, пла­ща­ни­цы и так далее. По сво­е­му тури­сти­че­ско­му потен­ци­а­лу я бы срав­нил кремль с Ипа­тьев­ским мона­сты­рем. Поэто­му да, такие пла­ны – сде­лать Костром­ской кремль духов­но-про­све­ти­тель­ским цен­тром епар­хии – есть.

Возрождению кремля будет рада вся Россия

– Вы уже неод­но­крат­но про­во­ди­ли молеб­ны в сте­нах стро­я­ще­го­ся Бого­яв­лен­ско­го собо­ра. Помни­те свои ощу­ще­ния, когда впер­вые молит­ва про­зву­ча­ла в сте­нах хра­ма?

– В самом собо­ре мы молеб­ны слу­жим изред­ка, молим­ся за всех, кто участ­ву­ет в стро­и­тель­стве. Ска­жу чест­но – у меня настро­е­ние, ско­рее, рабо­чее. Когда мы при­хо­ди­ли и был толь­ко фун­да­мент, тут не до каких-то эмо­ций. Сей­час храм, конеч­но, дви­жет­ся к завер­ше­нию. Но все рав­но – хоть внешне он и кажет­ся закон­чен­ным, внут­ри еще мно­го рабо­ты. К при­ме­ру, сей­час худож­ни­ки дела­ют ико­но­ста­сы. И это кро­пот­ли­во, слож­но и затрат­но. Вик­тор Ива­но­вич Тырыш­кин реша­ет эти финан­со­вые вопро­сы. Его труд огро­мен! Несмот­ря на то, что стро­и­тель­ство идет уже семь лет, мы пони­ма­ем, что задач очень мно­го. Думаю, когда храм будет завер­шен, когда мы про­ве­дем там литур­гию, в какой-то момент эмо­ции будут. Сей­час же мы молим­ся за то, что­бы не было пре­пят­ствий к стро­и­тель­ству.

– Костром­ской кремль вос­со­зда­ет­ся уси­ли­я­ми меце­на­та Вик­то­ра Тырыш­ки­на, мит­ро­по­лии, област­ных вла­стей под руко­вод­ством губер­на­то­ра Сер­гея Сит­ни­ко­ва. Как выстра­и­ва­ет­ся ваше вза­и­мо­дей­ствие сего­дня?

– Совер­шен­но искренне ска­жу – вза­и­мо­дей­ствие нала­же­но хоро­шо. Сер­гей Кон­стан­ти­но­вич, с моей точ­ки зре­ния, кремль любит. И такое ощу­ще­ние было с само­го нача­ла. 19 июля 2015 года, напом­ню исто­рию, Свя­тей­ший Пат­ри­арх Кирилл освя­тил храм Рож­де­ства Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы в Ипа­тьев­ском мона­сты­ре и заклад­ной камень Успен­ско­го собо­ра Костром­ско­го крем­ля. И уже бук­валь­но через день Вик­тор Ива­но­вич и Сер­гей Кон­стан­ти­но­вич встре­ти­лись. Губер­на­тор рас­ска­зал, что может помочь с инфра­струк­ту­рой. Вик­тор Ива­но­вич попро­сил еще помощь в про­ве­де­нии архео­ло­ги­че­ских работ. Их опла­тил Алек­сандр Гри­го­рье­вич Кле­щев, наш костром­ской бла­го­де­тель.

И Вик­тор Ива­но­вич, и Сер­гей Кон­стан­ти­но­вич вни­ма­тель­но сле­дят за ходом стро­и­тель­ства. К при­ме­ру, идея под­све­тить кремль исхо­ди­ла имен­но от губер­на­то­ра. И мы рады, что сего­дня она реа­ли­зо­ва­на, наш кремль очень кра­сив вече­ром.

Нуж­но отме­тить, что у нас суще­ству­ет попе­чи­тель­ский совет крем­ля, кото­рый воз­глав­ля­ет Свя­тей­ший Пат­ри­арх. Мы про­во­ди­ли несколь­ко сове­ща­ний в Москве, он очень вни­ма­тель­ный чело­век, вни­кал в про­ек­ты, в дета­ли стро­и­тель­ства. Поэто­му у нас очень хоро­шая под­держ­ка и в лице Пат­ри­ар­ха.

– Вы неод­но­крат­но гово­ри­ли, что вос­ста­нов­ле­ние крем­ля – зада­ча, зна­чи­мая для всей стра­ны, все­го пра­во­слав­но­го мира. Поче­му воз­рож­де­ние свя­ты­ни важ­но не толь­ко для костро­ми­чей?

– Кафед­раль­ный собор любо­го круп­но­го, исто­ри­че­ски важ­но­го горо­да, кото­рым явля­ет­ся и Костро­ма – явле­ние, выхо­дя­щее за рам­ки реги­о­на. К при­ме­ру, в про­шлом году Пат­ри­арх освя­тил кафед­раль­ные собо­ры в Каза­ни и в Вол­го­гра­де – об этом зна­ла вся Рос­сия. И нет ника­ких сомне­ний, что когда Свя­тей­ший при­е­дет освя­щать Бого­яв­лен­ский собор в Костро­му, вся Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь будет знать и так же радо­вать­ся его воз­рож­де­нию. Кро­ме того, мы убеж­де­ны, что воз­рож­ден­ный Костром­ской кремль посе­тят мил­ли­о­ны рос­си­ян и ино­стран­ных тури­стов.

– Наш раз­го­вор про­хо­дит нака­нуне важ­но­го для всех костро­ми­чей празд­ни­ка – Фео­до­ров­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри. Что бы вы хоте­ли поже­лать зем­ля­кам?

– Празд­ник дей­стви­тель­но костром­ской, но Фео­до­ров­ская ико­на извест­на во всей Рос­сии. Ее очень почи­та­ла цар­ская семья, и хра­мы в честь чудо­твор­но­го обра­за есть в Петер­бур­ге, Яро­слав­ле, в дру­гих горо­дах. Часто нас с Фео­до­ров­ской ико­ной при­гла­ша­ют во мно­же­ство горо­дов и обла­стей. За мои девять с поло­ви­ной лет на кафед­ре мы посе­ти­ли не мень­ше два­дца­ти епар­хий. Я поздрав­ляю костро­ми­чей с тем, что у нас есть такая свя­ты­ня. Мы долж­ны ценить это и чаще при­бе­гать к ней для сво­ей духов­ной поль­зы.

Вла­ди­мир АКСЕНОВ

Фото авто­ра

Костромской кремль