Сайт создан по благословению митрополита Костромского и Нерехтского ФЕРАПОНТА

Завершена публикация новой статьи митрополита Ферапонта

В вышед­шем из печа­ти оче­ред­ном номе­ре изда­ва­е­мо­го Мос­ков­ской духов­ной ака­де­ми­ей жур­на­ла «Бого­слов­ский вест­ник» (№ 2, 2022 год) опуб­ли­ко­ва­на вто­рая, заклю­чи­тель­ная часть ста­тьи мит­ро­по­ли­та Костром­ско­го и Нерехт­ско­го Фера­пон­та «Мате­рин­ское бла­го­сло­ве­ние: к вопро­су об уча­стии чудо­твор­ной Фео­до­ров­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри в при­зва­нии на цар­ство Миха­и­ла Фео­до­ро­ви­ча Рома­но­ва в 1613 году».

Про­чи­тать первую часть ста­тьи в фор­ма­те PDF мож­но здесь. Со вто­рой частью ста­тьи мож­но озна­ко­мить­ся здесь.

При­ве­дем заклю­чи­тель­ный фраг­мент рабо­ты гла­вы Костром­ской мит­ро­по­лии, в кото­ром изла­га­ют­ся выво­ды авто­ра.

«1) Цере­мо­ния при­зва­ния на цар­ство Миха­и­ла Рома­но­ва в 1613 г. про­во­ди­лась по образ­цу такой же цере­мо­нии 1598 г., когда на цар­ство при­зы­ва­ли Бори­са Году­но­ва. Этим объ­яс­ня­ет­ся тек­сту­аль­ное сход­ство утвер­жен­ных гра­мот 1598 и 1613 гг.: речи и диа­ло­ги, зву­чав­шие в Ново­де­ви­чьем мона­сты­ре, спу­стя пят­на­дцать лет были повто­ре­ны в Ипа­тьев­ской оби­те­ли. Одна­ко, в отли­чие от пред­ска­зу­е­мо­го согла­сия Бори­са Году­но­ва при­нять избра­ние на цар­ство, в 1613 г. собор­ное посоль­ство до кон­ца не было уве­ре­но в успе­хе сво­ей мис­сии, а мате­ри Миха­и­ла Фео­до­ро­ви­ча, ино­кине Мар­фе, при­шлось делать не деко­ра­тив­ный, а реаль­ный, труд­ней­ший и пси­хо­ло­ги­че­ски тяжё­лый выбор за себя и за сво­е­го юно­го сына.

2) Важ­ней­шей частью цере­мо­нии при­зва­ния и в 1598 г., и в 1613 г. ста­ло умо­ле­ние ико­на­ми. Для это­го в Ипа­тьев­ский мона­стырь были при­не­се­ны из Моск­вы чудо­твор­ная Пет­ров­ская ико­на Бого­ма­те­ри и образ свя­ти­те­лей Мос­ков­ских, а так­же глав­ная свя­ты­ня Костро­мы – чудо­твор­ная Фео­до­ров­ская ико­на Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы, за кото­рой мос­ков­ское посоль­ство утром 14 мар­та спе­ци­аль­но при­шло в Успен­ский собор Костром­ско­го крем­ля.

3) Посколь­ку в цере­мо­нии 1613 г. не участ­во­вал пат­ри­арх, заклю­чи­тель­ное бла­го­сло­ве­ние при­няв­ше­го избра­ние на цар­ство Миха­и­ла Фео­до­ро­ви­ча Пет­ров­ской ико­ной, под­ра­зу­ме­вав­ше­е­ся цере­мо­ни­аль­ным после­до­ва­ни­ем, было заме­не­но тем, что ино­ки­ня Мар­фа пред ликом чудо­твор­но­го Фео­до­ров­ско­го обра­за пору­чи­ла сво­е­го сына покро­ви­тель­ству Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы и про­из­нес­ла зна­ме­ни­тые сло­ва: «Се Тебе, о Бого­ма­ти…». Имен­но это собы­тие сле­ду­ет трак­то­вать как нача­ло цар­ско­го пути Дома Рома­но­вых под осе­не­ни­ем Фео­до­ров­ской ико­ной Цари­цы Небес­ной, кото­рое неред­ко свя­зы­ва­ют с выра­же­ни­ем «мате­рин­ское бла­го­сло­ве­ние».

4) Допу­щен­ное отступ­ле­ние от цере­мо­ни­аль­но­го обря­да и неиз­вест­ность Фео­до­ров­ской ико­ны (как мест­ной костром­ской свя­ты­ни) участ­ни­кам мос­ков­ско­го посоль­ства при­ве­ли к тому, что соста­ви­те­ли офи­ци­аль­ных доку­мен­тов 1613 г. пред­по­чли не вклю­чать в тек­сты кон­крет­ных ука­за­ний на Фео­до­ров­ский образ Бого­ма­те­ри и его роль в собы­ти­ях 14 мар­та. Такие ука­за­ния впер­вые (из извест­ных нам источ­ни­ков) появи­лись в «Новом лето­пис­це», состав­лен­ном в 1630 г. при дво­ре пат­ри­ар­ха Фила­ре­та.

5) Самый извест­ный источ­ник све­де­ний о собы­ти­ях того вре­ме­ни, «Ска­за­ние Авра­амия Пали­цы­на», опи­сы­ва­ет про­ис­хо­див­шее в Костро­ме тен­ден­ци­оз­но, фор­маль­но не иска­жая фак­тов, но выби­рая лишь неко­то­рые эпи­зо­ды. Посколь­ку ста­рец Авра­амий стре­мил­ся под­черк­нуть роль мос­ков­ских свя­тынь (и свою соб­ствен­ную) в собы­ти­ях 14 мар­та, любые упо­ми­на­ния о Фео­до­ров­ской иконе в его про­из­ве­де­нии отсут­ству­ют, а хит­ро­ум­ные недо­го­во­рён­но­сти побуж­да­ют чита­те­ля сде­лать вывод, что клю­че­вую роль в при­зва­нии Миха­и­ла Фео­до­ро­ви­ча на цар­ство играл чудо­твор­ный Пет­ров­ский образ Цари­цы Небес­ной из Успен­ско­го собо­ра Мос­ков­ско­го Крем­ля. Одна­ко в «Ска­за­нии» тро­иц­ко­го кела­ря отме­че­ны и уни­каль­ные фак­ты, не упо­ми­на­е­мые в иных доку­мен­тах, поэто­му его сочи­не­ние сле­ду­ет рас­смат­ри­вать в ком­плек­се с дру­ги­ми источ­ни­ка­ми того вре­ме­ни, по воз­мож­но­сти вос­со­зда­вая объ­ек­тив­ную кар­ти­ну про­ис­хо­див­ше­го.

6) От собы­тий 14 мар­та, свя­зан­ных с чудо­твор­ной Фео­до­ров­ской ико­ной, сле­ду­ет отли­чать состо­яв­ше­е­ся (по всей види­мо­сти) 19 мар­та соб­ствен­но мате­рин­ское бла­го­сло­ве­ние на цар­ское слу­же­ние. Послед­нее было пре­по­да­но ино­ки­ней Мар­фой сыну посред­ством спис­ка с чудо­твор­ной Фео­до­ров­ской ико­ны Бого­ма­те­ри перед их отъ­ез­дом из Ипа­тьев­ско­го мона­сты­ря в Яро­славль и далее в Моск­ву. Дан­ный спи­сок, по одним све­де­ни­ям, хра­нил­ся в Тро­иц­ком собо­ре Ипа­тьев­ской оби­те­ли, по дру­гим – пре­бы­вал в Бого­ро­ди­це-Рож­де­ствен­ской при­двор­ной церк­ви Мос­ков­ско­го Крем­ля.

7) Мне­ние неко­то­рых совре­мен­ных иссле­до­ва­те­лей о том, что при­зва­ние и бла­го­сло­ве­ние Миха­и­ла Фео­до­ро­ви­ча на цар­ство были свя­за­ны с чудо­твор­ной Пет­ров­ской ико­ной Бого­ма­те­ри, сле­ду­ет при­знать необос­но­ван­ным в том смыс­ле, что при­не­сён­ный из Моск­вы Пет­ров­ский образ (как и Фео­до­ров­ская ико­на) при­сут­ство­вал при умо­ле­нии ико­на­ми, одна­ко самый дра­ма­тич­ный эпи­зод собы­тий 14 мар­та, отме­чен­ный сло­ва­ми ино­ки­ни Мар­фы: «Се Тебе, о Бого­ма­ти…» – был свя­зан непо­сред­ствен­но с чудо­твор­ным Фео­до­ров­ским обра­зом Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы.

8) Об осо­бой роли чудо­твор­ной Фео­до­ров­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри при нача­ле исто­ри­че­ско­го пути цар­ско­го Дома Рома­но­вых сви­де­тель­ству­ют мно­го­чис­лен­ные фак­ты её чрез­вы­чай­но­го почи­та­ния цар­ской дина­сти­ей на про­тя­же­нии все­го XVII в., начи­ная непо­сред­ствен­но с 1613 г., в том чис­ле уста­нов­ле­ние осо­бо­го празд­но­ва­ния в честь Фео­до­ров­ско­го обра­за под 14 мар­та. Одна­ко спе­ци­фи­че­ские обсто­я­тель­ства (в том чис­ле и выше­опи­сан­ное отступ­ле­ние от образ­ца цере­мо­нии) обу­сло­ви­ли то, что это празд­но­ва­ние в XVII сто­ле­тии оста­ва­лось семей­ным тор­же­ством для Рома­но­вых и мест­ным – для Костро­мы, то есть так и не полу­чи­ло обще­цер­ков­но­го рас­про­стра­не­ния».

Соб. инф.

На фото: 14 мар­та 1613 года в Ипа­тьев­ской оби­те­ли. Совре­мен­ная рос­пись церк­ви во имя свя­тых муче­ни­ков Хри­сан­фа и Дарии, Свя­то-Тро­иц­кий Ипа­тьев­ский муж­ской мона­стырь.

Костромской кремль