Сайт создан по благословению митрополита Костромского и Нерехтского ФЕРАПОНТА

По заветам местных мастеров: московские художники завершили роспись Костромского кремля

Рабо­ты по вос­ста­нов­ле­нию Бого­яв­лен­ско­го собо­ра идут даже в моро­зы. Сей­час закан­чи­ва­ет­ся мон­таж гип­со­вой леп­ни­ны и позо­ло­ты на колон­нах. А вот фрес­ки под купо­лом уже гото­вы. К тому же ско­ро в Костро­му при­е­дет ико­но­стас для собо­ра. Сей­час он нахо­дит­ся в мос­ков­ских мастер­ских.

В цен­тре купо­ла – образ Спа­са. По бокам на так назы­ва­е­мых тре­уголь­ных пару­сах – фигу­ры четы­рех еван­ге­ли­стов. Их выпол­ни­ли мос­ков­ские ико­но­пис­цы из мастер­ской «Царь­град». В каче­стве образ­ца они взя­ли твор­че­ство костром­ских масте­ров кон­ца XVII века, в част­но­сти, Гурия Ники­ти­на. Этот мастер рас­пи­сы­вал не толь­ко мест­ные церк­ви, но и Архан­гель­ский собор Мос­ков­ско­го Крем­ля.

Дмит­рий Тро­фи­мов, худо­же­ствен­ный руко­во­ди­тель мастер­ской «Царь­град»: «По самой рос­пи­си рабо­тать было инте­рес­но с той точ­ки зре­ния, что сти­ли­сти­ка XVII века для меня род­ная. Я обу­чал­ся и ико­но­пи­си, и сте­но­пи­си в ростов­ских хра­мах, где рабо­тал гени­аль­ный костро­мич Гурий Ники­тин. Для меня это имя очень близ­кое с твор­че­ской точ­ки зре­ния». 

Дру­гих фре­сок, кро­ме этих, в Бого­яв­лен­ском собо­ре не будет. Так было и в том исто­ри­че­ском хра­ме, кото­рый был постро­ен до рево­лю­ции и кото­рый снес­ли в годы бого­бор­че­ства. Инте­рье­ры вос­ста­нав­ли­ва­ли по фото­гра­фи­ям, гово­рят масте­ра. Хотя это было слож­но. Сни­мок ико­но­ста­са до нас дошел все­го один. По нему и вос­ста­нав­ли­ва­ли – настоль­ко близ­ко к ори­ги­на­лу, насколь­ко это воз­мож­но.

Дмит­рий Тро­фи­мов, худо­же­ствен­ный руко­во­ди­тель мастер­ской «Царь­град»: «Рабо­та архи­тек­то­ра, кото­рый вос­со­зда­ет ико­но­стас, она срод­ни рабо­те архео­ло­га, кото­рый, рас­чи­щая слой за сло­ем, начи­на­ет пони­мать струк­ту­ру ико­но­ста­са»

Вот так выгля­дит про­ект ико­но­ста­са. Дета­ли близ­ки к ори­ги­наль­ным. Непо­сред­ствен­но в дере­ве по эски­зам худож­ни­ков из мастер­ской «Царь­град» его вопло­ти­ли масте­ра из Абрам­це­во. Кро­ме того, к ико­но­ста­су гото­вы 30 икон, так­же выпол­нен­ных в сти­ле XVII века. Они нахо­дят­ся в Москве, но уже в фев­ра­ле вме­сте с ико­но­ста­сом долж­ны при­быть в Костро­му. А пока в хра­ме пол­ным ходом идут отде­лоч­ные рабо­ты.

Иерей Миха­ил Мосто­вой, архи­тек­тор Костром­ской епар­хии: «Это позо­ло­та архи­тек­тур­ных эле­мен­тов леп­ни­ны в верх­нем хра­ме, где мы нахо­дим­ся, в ниж­нем хра­ме про­ис­хо­дит мон­таж леп­но­го деко­ра, окон­ча­ние уже. Недав­но поста­ви­ли две­ри внут­рен­ние. Вот такие рабо­ты».

Все вос­ста­но­ви­тель­ные рабо­ты по Костром­ско­му крем­лю ведут­ся на част­ные сред­ства меце­на­та Вик­то­ра Тырыш­ки­на. Архи­тек­то­ры и рестав­ра­то­ры крем­ля рас­счи­ты­ва­ют, что в этом году Бого­яв­лен­ский собор и коло­коль­ня будут сда­ны. Освя­ще­ние хра­ма, кото­рое совер­шит Пат­ри­арх Кирилл, запла­ни­ро­ва­но на конец авгу­ста – нача­ло сен­тяб­ря.

Костромской кремль