Сайт создан по благословению митрополита Костромского и Нерехтского ФЕРАПОНТА

Архитекторы Костромского кремля

В этом раз­де­ле рас­ска­зы­ва­ет­ся о трех архи­тек­то­рах,  кото­рые в ХХ–XXI веках зани­ма­лись раз­ра­бот­кой про­ек­тов воз­рож­де­ния Костром­ско­го крем­ля: Л.С. Васи­лье­ве (1934–2008), А.М. Дени­со­ве (р. 1957) и Р.В. Цехан­ском (1971–2017).

Леонид Сергеевич ВАСИЛЬЕВ

Л.С. Васи­льев.
Фото­порт­рет Ана­то­лия Сыро­мят­ни­ко­ва, 1998 год.

Насто­я­щим подвиж­ни­ком воз­рож­де­ния Костром­ско­го крем­ля, кото­ро­му мы обя­за­ны раз­ра­бот­кой пер­во­го про­ек­та вос­со­зда­ния собор­но­го ансам­бля, был Лео­нид Сер­ге­е­вич Васи­льев (1934–2008) – выда­ю­щий­ся архи­тек­тор-рестав­ра­тор, заслу­жен­ный работ­ник куль­ту­ры РСФСР, почет­ный граж­да­нин горо­да Костро­мы.

Лео­нид Сер­ге­е­вич Васи­льев родил­ся 14 июня 1934 года в Москве, в семье зем­ских учи­те­лей. Его отец Сер­гей Васи­льев в 1936 году был репрес­си­ро­ван и через два года рас­стре­лян (реа­би­ли­ти­ро­ван в 1957 году). Вме­сте с мате­рью Лео­нид жил в Улья­нов­ске, Кали­нине, а с 1938 по 1952 годы – в Йош­кар-Оле, где окон­чил сред­нюю шко­лу с золо­той меда­лью.

С 1952 по 1958 годы Лео­нид Васи­льев учил­ся в Мос­ков­ском архи­тек­тур­ном инсти­ту­те, по окон­ча­нии кото­ро­го был рас­пре­де­лен на рабо­ту в Костром­скую спе­ци­аль­ную науч­но-рестав­ра­ци­он­ную про­из­вод­ствен­ную мастер­скую (КСНРПМ). Впо­след­ствии Лео­нид Сер­ге­е­вич коман­ди­ро­вал­ся для рабо­ты в Крас­но­яр­ский край и в Иркут­скую область, тру­дил­ся над рестав­ра­ци­ей памят­ни­ков архи­тек­ту­ры в Рязан­ской и Яро­слав­ской обла­стях. С 1995 года он рабо­тал в Костром­ском епар­хи­аль­ном управ­ле­нии в долж­но­сти епар­хи­аль­но­го архи­тек­то­ра.

Почти пол­ве­ка Лео­нид Сер­ге­е­вич зани­мал­ся вос­ста­нов­ле­ни­ем архи­тек­тур­ных памят­ни­ков Костром­ской зем­ли. Он при­ни­мал уча­стие в рестав­ра­ции ансам­блей Ипа­тьев­ско­го, Авра­ами­е­во-Горо­дец­ко­го, Мака­ри­е­во-Унжен­ско­го и Бого­яв­лен­ско-Ана­ста­си­и­но­го мона­сты­рей, мно­гих костром­ских хра­мов. Ему при­над­ле­жат про­ек­ты рестав­ра­ции тор­го­вых рядов в Костро­ме и музея-усадь­бы А.Н. Ост­ров­ско­го в Щелы­ко­во; по про­ек­там Лео­ни­да Сер­ге­е­ви­ча в Костро­ме вос­со­зда­на коло­коль­ня Зна­мен­ской церк­ви и постро­е­на коло­коль­ня Свя­то-Тихо­нов­ско­го хра­ма, воз­ве­де­на часов­ня во имя свя­то­го вели­ко­му­че­ни­ка Фео­до­ра Стра­ти­ла­та. В целом при уча­стии Л.С. Васи­лье­ва отре­ста­ври­ро­ва­но и постро­е­но более ста хра­мов и граж­дан­ских соору­же­ний в раз­ных реги­о­нах Рос­сии и за рубе­жом.

Глав­ный архи­тек­тор КСНРПМ К.Г. Тороп и архи­тек­тор Л.С. Васи­льев в Ипа­тьев­ском мона­сты­ре.
Фото шести­де­ся­тых годов ХХ века.

Талант и тру­ды Л.С. Васи­лье­ва отме­ча­лись госу­дар­ствен­ны­ми и цер­ков­ны­ми награ­да­ми. Ему были при­сво­е­ны зва­ния заслу­жен­но­го работ­ни­ка куль­ту­ры РСФСР и почет­но­го граж­да­ни­на горо­да Костро­мы, вру­чен орден Друж­бы. Свя­тей­ший Пат­ри­арх Алек­сий II удо­сто­ил Лео­ни­да Сер­ге­е­ви­ча награж­де­ния орде­на­ми пре­по­доб­но­го Сер­гия Радо­неж­ско­го, бла­го­вер­но­го кня­зя Дани­и­ла Мос­ков­ско­го и пре­по­доб­но­го Андрея Руб­ле­ва.

Л.С. Васи­льев скон­чал­ся 10 апре­ля 2008 года на 74‑м году жиз­ни и был погре­бен на клад­би­ще при Алек­сан­дро-Анто­ни­нов­ской церк­ви горо­да Костро­мы.

Лео­ни­ду Сер­ге­е­ви­чу не дове­лось уви­деть свер­ше­ния глав­но­го дела сво­ей жиз­ни – вос­со­зда­ния Костром­ско­го крем­ля, но его имя навсе­гда оста­нет­ся в исто­рии воз­рож­де­ния это­го пре­крас­но­го памят­ни­ка костром­ской архи­тек­ту­ры.

*   *   *

Из ста­тьи Л.С. Васи­лье­ва «Это нрав­ствен­ный долг обще­ства», посвя­щен­ной вос­со­зда­нию Костром­ско­го крем­ля (газе­та «Север­ная прав­да», 11 фев­ра­ля 1990 года):

Кремль Костро­мы выра­зил в себе выс­шее напря­же­ние духов­ных сил обще­ства того вре­ме­ни, стал вопло­щен­ной меч­той о гар­мо­нии и вели­чии, про­буж­дал высо­кие чув­ства. И в этом его обла­го­ра­жи­ва­ю­щий, гума­ни­сти­че­ский потен­ци­ал. Нет нуж­ды дока­зы­вать, как бла­го­твор­но было бы его воз­дей­ствие на созна­ние и чув­ства людей наше­го вре­ме­ни.
Да, его нуж­но вос­ста­но­вить. Пусть не сра­зу, пусть это зай­мет деся­ти­ле­тия, но в этом нрав­ствен­ный долг обще­ства, иду­ще­го к духов­но­му воз­рож­де­нию.

Из вос­по­ми­на­ний Л.С. Васи­лье­ва:

В 1986 году я вер­нул­ся в Костро­му из Яро­слав­ля. У меня нача­лись несча­стья с гла­за­ми, стал слеп­нуть. И вот пока я мотал­ся по боль­ни­цам, мне в голо­ву ста­ли при­хо­дить мыс­ли о вос­ста­нов­ле­нии наше­го крем­ля. Меж­ду опе­ра­ци­я­ми я съез­дил в Моск­ву, раз­до­был чер­те­жи. Узнал, что в 1934 году за несколь­ко дней до взры­ва крем­ля в Костро­му при­ез­жа­ли два сту­ден­та-архи­тек­то­ра, Чижов и Чуда­ков. По зада­нию Ака­де­мии архи­тек­ту­ры они были посла­ны для фраг­мен­тар­ных обме­ров зда­ний наше­го крем­ля. Им чудом уда­лось очень мно­го обме­рить: для того, что­бы при­го­то­вить «гнез­да» для аммо­на­ла, к сте­нам были при­став­ле­ны лест­ни­цы – вот по ним и лази­ли худож­ни­ки. Оши­бок они наде­ла­ли нема­ло, но у нас были чудес­ные фото­гра­фии из архи­вов Ипа­тьев­ско­го мона­сты­ря. С помо­щью этих фото­гра­фий ошиб­ки мы испра­ви­ли. В 1991 году наша рестав­ра­ци­он­ная мастер­ская полу­чи­ла офи­ци­аль­ный заказ от област­но­го управ­ле­ния куль­ту­ры на созда­ние про­ек­та вос­ста­нов­ле­ния крем­ля. Я соста­вил про­ек­ты Бого­яв­лен­ско­го собо­ра и Цар­ской бесед­ки, Алек­сандр Чер­нов делал Успен­ский собор, Люд­ми­ла Мат­ро­со­ва – Три­ум­фаль­ные воро­та, Андрей Неча­ев – огра­ду. Это было послед­ней насто­я­щей рабо­той нашей мастер­ской.

Про­ект вос­ста­нов­ле­ния ансам­бля Костром­ско­го крем­ля (ГУП «Костро­ма­ре­став­ра­ция», руко­во­ди­тель про­ек­та Л.С. Васи­льев).

Я счи­таю, что чем боль­ше хра­мов, тем луч­ше, ярче про­сту­па­ет образ рус­ско­го горо­да. Цер­ковь – это про­из­ве­де­ние искус­ства, хра­мы созда­ют непо­вто­ри­мый город­ской ансамбль. Вот кремль уни­что­жи­ли, и все рас­сы­па­лось. Как бы труд­но нам ни было, сколь­ко бы ни выдви­га­лось дово­дов в поль­зу иных, более насущ­ных задач, – долг наше­го поко­ле­ния, долг нрав­ствен­ный, спа­сти, что еще мож­но спа­сти. Потом будет позд­но. И вопре­ки рас­хо­же­му мне­нию: «Дети не отве­ча­ют за гре­хи роди­те­лей», мы осме­лим­ся воз­ра­зить: «Нет, отве­ча­ют». Ибо перед Рос­си­ей, перед ее куль­ту­рой отве­тить боль­ше неко­му.

Лео­нид Васи­льев

Ссыл­ки


Алексей Михайлович ДЕНИСОВ

Вре­мя, про­шед­шее после раз­ра­бот­ки пер­во­го про­ек­та вос­со­зда­ния Костром­ско­го крем­ля, тех­но­ло­ги­че­ские нова­ции и резуль­та­ты архео­ло­ги­че­ских рас­ко­пок потре­бо­ва­ли новых, выпол­нен­ных на совре­мен­ном уровне про­ект­ных работ и реше­ний. Эту слож­ней­шую зада­чу дове­лось решать кол­лек­ти­ву под руко­вод­ством А.М. Дени­со­ва.

Алек­сей Михай­ло­вич Дени­сов – архи­тек­тор-рестав­ра­тор выс­шей кате­го­рии, ака­де­мик Рос­сий­ской Ака­де­мии архи­тек­тур­но­го насле­дия, член рос­сий­ско­го наци­о­наль­но­го бюро ИКОМОС ЮНЕСКО. Родил­ся 4 янва­ря 1957 года в горо­де Москве, окон­чил в 1980 году Мос­ков­ский архи­тек­тур­ный инсти­тут в груп­пе про­фес­со­ра Б.Г. Барх­и­на. Рабо­та­ет в рестав­ра­ции и стро­и­тель­стве более трид­ца­ти лет.

В 1978–1980 годах воз­глав­лял стро­и­тель­но-рестав­ра­ци­он­ный отряд Мос­ков­ско­го архи­тек­тур­но­го инсти­ту­та на рестав­ра­ции стен и башен Мос­ков­ско­го Крем­ля и «Хлеб­но­го дома» в ком­плек­се ансам­бля «Цари­цы­но». В 1977–1979 годах рабо­тал на рестав­ра­ци­он­ных и архео­ло­ги­че­ских объ­ек­тах визан­тий­ско­го горо­да Цари­чен Град в Юго­сла­вии (Сер­бия).

С 1980 года по 1999 год рабо­тал в управ­ле­нии «Моспроект‑2», про­шел путь от начи­на­ю­ще­го архи­тек­то­ра до руко­во­ди­те­ля мастер­ской № 12 – ген­про­ек­ти­ров­щи­ка по вос­со­зда­нию Хра­ма Хри­ста Спа­си­те­ля. За годы рабо­ты в управ­ле­нии «Моспроект‑2» стал авто­ром более десят­ка реа­ли­зо­ван­ных про­ек­тов стро­и­тель­ства гости­ниц, жилых домов и офис­ных зда­ний в Москве, был глав­ным архи­тек­то­ром про­ек­та на рестав­ра­ции объ­ек­та «Доход­ный дом» по ули­це Сив­цев Вра­жек, дом 43 (изда­тель­ство «Раду­га»). По при­гла­ше­нию поль­ской рестав­ра­ци­он­ной фир­мы ПКЗ при­ни­мал уча­стие в вос­ста­нов­ле­нии коро­лев­ско­го двор­ца в Вар­ша­ве. Участ­во­вал в рекон­струк­ции зда­ния депар­та­мен­та стро­и­тель­ства горо­да Моск­вы (Никит­ский пере­улок, дом 5).

В 1994–1999 годах воз­глав­лял мастер­скую № 12, спе­ци­аль­но создан­ную для про­ек­ти­ро­ва­ния ком­плек­са Хра­ма Хри­ста Спа­си­те­ля и объ­еди­нив­шую уси­лия несколь­ких сотен архи­тек­то­ров, искус­ство­ве­дов, рестав­ра­то­ров, кон­струк­то­ров и инже­не­ров. С 1999 года по 2001 год рабо­тал глав­ным архи­тек­то­ром науч­но-про­ект­ной фир­мы «Симаргл». В 2001–2007 годах являл­ся началь­ни­ком архи­тек­тур­но-про­ект­ной мастер­ской № 12 ГУП ЦНРПМ Мини­стер­ства куль­ту­ры РФ.

Объ­ек­ты, науч­но-про­ект­ные рабо­ты по кото­рым воз­глав­лял А.М. Дени­сов, хоро­шо извест­ны и в про­фес­си­о­наль­ных кру­гах, и сре­ди рос­сий­ской и меж­ду­на­род­ной обще­ствен­но­сти: рестав­ра­ция и рекон­струк­ция основ­но­го зда­ния Боль­шо­го теат­ра Рос­сии; рестав­ра­ция и рекон­струк­ция ком­плек­са зда­ний Мос­ков­ской госу­дар­ствен­ной кон­сер­ва­то­рии; стро­и­тель­ство Аст­ра­хан­ско­го музы­каль­но­го теат­ра; рестав­ра­ция глав­но­го кор­пу­са Инсти­ту­та ско­рой помо­щи име­ни Н.В. Скли­фо­сов­ско­го в Москве; рекон­струк­ция и рестав­ра­ция ком­плек­са зда­ний Казан­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та; рестав­ра­ция хра­ма Рож­де­ства Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы (XIV век) в селе Город­ня Твер­ской обла­сти; рестав­ра­ция и рекон­струк­ция ком­плек­са хра­мов и зда­ний Собор­ной горы в горо­де Смо­лен­ске; про­ект «Регла­мен­ты и режи­мы застрой­ки цен­траль­ной части горо­да Смо­лен­ска»; про­ект ново­го зда­ния Мари­ин­ско­го теат­ра в горо­де Санкт-Петер­бур­ге, и дру­гие.

Яро­славль, Успен­ский кафед­раль­ный собор. Про­ект А.М. Дени­со­ва.
А.М. Дени­сов. В горо­де (аква­рель).

По про­ек­там, выпол­нен­ным А.М. Дени­со­вым, постро­е­ны сле­ду­ю­щие хра­мо­вые ком­плек­сы: Храм Хри­ста Спа­си­те­ля в горо­де Москве; кафед­раль­ный собор во имя Казан­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри и коло­коль­ня в горо­де Став­ро­по­ле; храм-памят­ник во имя вели­ко­му­че­ни­ка Геор­гия Побе­до­нос­ца в Мос­ков­ской обла­сти (постро­ен в память геро­ев спец­служб ФСБ Рос­сии, погиб­ших в анти­тер­ро­ри­сти­че­ских опе­ра­ци­ях); часов­ня во имя вели­ко­му­че­ни­ка Геор­гия Побе­до­нос­ца в ком­плек­се подво­рья Мос­ков­ско­го Пат­ри­ар­ха­та на Кип­ре; храм во имя свя­ти­те­ля Тихо­на, Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Рос­сии, в горо­де Мюн­хене (Гер­ма­ния); храм в честь Кур­ской-Корен­ной ико­ны Божи­ей Мате­ри в горо­де Уль­ме (Гер­ма­ния); кафед­раль­ный собор во имя бла­го­вер­но­го вели­ко­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го в горо­де Ров­но (Укра­и­на); храм во имя свя­ти­те­ля и чудо­твор­ца Нико­лая в ком­плек­се Твер­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та (город Тверь); кафед­раль­ный собор в честь Успе­ния Божи­ей Мате­ри и коло­коль­ня в горо­де Яро­слав­ле.

Алек­сей Михай­ло­вич актив­но высту­па­ет в защи­ту памят­ни­ков исто­рии и куль­ту­ры от сно­са и транс­фор­ма­ции, вза­и­мо­дей­ству­ет для это­го с госу­дар­ствен­ны­ми и обще­ствен­ны­ми орга­ни­за­ци­я­ми в Рос­сии и за рубе­жом. Он пло­до­твор­но зани­ма­ет­ся науч­ной рабо­той, участ­ву­ет в под­го­тов­ке и про­ве­де­нии рос­сий­ских и меж­ду­на­род­ных выста­вок, кон­фе­рен­ций по про­бле­мам рестав­ра­ции, после­до­ва­тель­но отста­и­вая на всех уров­нях прин­ци­пы науч­ной рестав­ра­ции памят­ни­ков исто­рии и куль­ту­ры.

А.М. Дени­сов избран ака­де­ми­ком Рос­сий­ской Ака­де­мии архи­тек­тур­но­го насле­дия, чле­ном рос­сий­ско­го наци­о­наль­но­го бюро ИКОМОС ЮНЕСКО.

В сво­бод­ное вре­мя зани­ма­ет­ся живо­пи­сью.

При­сту­пая к вос­со­зда­нию Костром­ско­го крем­ля, Алек­сей Михай­ло­вич так гово­рил о пер­спек­ти­вах сво­ей рабо­ты:

Ссыл­ки


Роман Валерьевич ЦЕХАНСКИЙ

В 2016–2017 годах веду­щим архи­тек­то­ром про­ек­та вос­ста­нов­ле­ния Бого­яв­лен­ско­го собо­ра Костром­ско­го крем­ля был Роман Вале­рье­вич Цехан­ский, ско­ро­по­стиж­но скон­чав­ший­ся от сер­деч­но­го при­сту­па 19 авгу­ста 2017 года.

Р.В. Цехан­ский родил­ся 22 нояб­ря 1971 года. В 1995 году окон­чил Мос­ков­ский архи­тек­тур­ный инсти­тут, в 2000 году – аспи­ран­ту­ру науч­но-иссле­до­ва­тель­ско­го инсти­ту­та тео­рии и исто­рии архи­тек­ту­ры и гра­до­стро­и­тель­ства. В 2006–2017 годах рабо­тал в ООО «ВПНРК» (руко­во­ди­тель – архи­тек­тор А.М. Дени­сов). Являл­ся авто­ром (в соста­ве автор­ско­го кол­лек­ти­ва) сле­ду­ю­щих про­ек­тов: ком­плекс кафед­раль­но­го собо­ра в честь Успе­ния Божи­ей Мате­ри в Яро­слав­ле; новое зда­ние теат­ра опе­ры и бале­та в Сык­тыв­ка­ре; Бого­яв­лен­ский собор с коло­коль­ней в ком­плек­се Костром­ско­го крем­ля. Кро­ме того, Р.В. Цехан­ский был автор более десят­ка про­ек­тов хра­мов, часо­вен и про­ек­тов реге­не­ра­ции исто­ри­че­ской сре­ды горо­да Моск­вы. 

Роман Вале­рье­вич зани­мал­ся так­же обще­ствен­ной и гра­до­за­щит­ной дея­тель­но­стью, был актив­ным участ­ни­ком обще­ствен­но­го дви­же­ния «Арх­над­зор» и руко­во­ди­те­лем архи­тек­тур­но-иссле­до­ва­тель­ско­го отде­ла Мос­ков­ско­го город­ско­го отде­ле­ния Все­рос­сий­ско­го обще­ства охра­ны памят­ни­ков исто­рии и куль­ту­ры. Заин­те­ре­со­вав­шись исто­ри­ей Костром­ско­го крем­ля, он стал авто­ром несколь­ких иссле­до­ва­тель­ских работ на эту тему, одну из кото­рых – о вре­ме­ни постро­е­ния в крем­ле Успен­ско­го собо­ра – он так и не успел завер­шить. Редак­тор сай­та Костром­ской мит­ро­по­лии «Собор­ная биб­лио­те­ка» впо­след­ствии вспо­ми­нал:

С архи­тек­то­ром Рома­ном Вале­рье­ви­чем Цехан­ским нам дове­лось общать­ся на про­тя­же­нии года. Резуль­та­том это­го сотруд­ни­че­ства ста­ли две его ста­тьи, одна из кото­рых – «Эхо Костро­мы на гра­ни­це Ива­нов­ской обла­сти» – была опуб­ли­ко­ва­на на сай­те «Собор­ная биб­лио­те­ка», а дру­гая – «Все­ви­дя­щее Око и Клю­чи от рая» – вошла в состав сбор­ни­ка доку­мен­тов и мате­ри­а­лов «Костром­ской кремль», издан­но­го Костром­ской мит­ро­по­ли­ей Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

Роман Вале­рье­вич – оба­я­тель­ный, опти­ми­стич­ный, доб­ро­же­ла­тель­ный чело­век, влюб­лен­ный в свое дело – с точ­ки зре­ния редак­то­ра был непро­стым авто­ром: он посто­ян­но стре­мил­ся улуч­шить соб­ствен­ные сочи­не­ния, вно­сил изме­не­ния, пра­вил и пере­кра­и­вал текст, нахо­дил новые иллю­стра­ции даже тогда, когда уже была гото­ва верст­ка. Но рабо­тать с ним было инте­рес­но и радост­но, преж­де все­го в силу его неза­у­ряд­ных чело­ве­че­ских качеств.

26 июля 2017 года, менее чем за месяц до сво­ей вне­зап­ной кон­чи­ны, Роман Вале­рье­вич при­слал нам пись­мо с тек­стом, посвя­щен­ным Успен­ско­му собо­ру Костром­ско­го крем­ля. До это­го мы дого­ва­ри­ва­лись, что обсу­дим этот мате­ри­ал. Роман Вале­рье­вич писал: «Посы­лаю вам дав­но обе­щан­ный текст. Наме­ре­ва­юсь про­ве­рить, отшли­фо­вать, почи­стить и озву­чить его на кон­фе­рен­ции в октяб­ре в нашем инсти­ту­те». К сожа­ле­нию, обсуж­де­ние так и не состо­я­лось. Дума­лось, что нет нуж­ды торо­пить­ся, но Гос­подь судил ина­че.

Что­бы сде­лать этот мате­ри­ал доступ­ным для дру­гих иссле­до­ва­те­лей и чита­те­лей, мы под­го­то­ви­ли чер­но­вую вер­сию докла­да к опуб­ли­ко­ва­нию. После того как дан­ный текст был раз­ме­щен на сай­те «Собор­ная биб­лио­те­ка» и в сбор­ни­ке «Костром­ской кремль», мать Р.В. Цехан­ско­го – архи­тек­тор Аида (в кре­ще­нии Лидия; +2023) Алек­сан­дров­на Мели­хо­ва – допол­ни­тель­но внес­ла редак­ци­он­ные прав­ки в текст и сопро­во­ди­ла доклад иллю­стра­ци­я­ми на тему из архи­ва авто­ра, не меняя содер­жа­ние и объ­ем ста­тьи.

Ссыл­ки

Костромской кремль