Сайт создан по благословению митрополита Костромского и Нерехтского ФЕРАПОНТА

Богоявленский кафедральный собор Костромского кремля

Бого­яв­лен­ский собор был постро­ен в 1776–1790 годах во вто­ром Костром­ском крем­ле (назы­ва­е­мом так в отли­чие от пер­во­го, рас­по­ла­гав­ше­го­ся в XIII–XV веках несколь­ко выше по тече­нию Вол­ги, у впа­де­ния в нее реки Сулы, и сго­рев­ше­го в пожа­ре 1413 года) на месте преж­не­го жен­ско­го Кре­сто­воз­дви­жен­ско­го мона­сты­ря, раз­ру­шен­но­го пожа­ром 18 мая 1773 года.

Бого­яв­лен­ский собор и четы­рехъ­ярус­ная 64-мет­ро­вая коло­коль­ня в еди­ной свя­зи с ним стро­и­лись по про­ек­ту и под руко­вод­ством выда­ю­ще­го­ся костром­ско­го архи­тек­то­ра-само­уч­ки Сте­па­на Андре­еви­ча Воро­ти­ло­ва (1741–1792). Совре­мен­ные иссле­до­ва­те­ли счи­та­ют, что осно­вой для воро­ти­лов­ско­го про­ек­та коло­коль­ни послу­жил про­ект коло­коль­ни Смоль­но­го мона­сты­ря в Санкт-Петер­бур­ге, раз­ра­бо­тан­ный Б.Ф. Рас­трел­ли в 1747–1749 годах, но так и не реа­ли­зо­ван­ный.

Бого­яв­лен­ский собор изна­чаль­но стро­ил­ся как собор «теп­лый», отап­ли­ва­е­мый, и это объ­яс­ня­лось насущ­ной необ­хо­ди­мо­стью. До его построй­ки бого­слу­же­ния в холод­ное вре­мя года в Костром­ском крем­ле совер­ша­лись в «теп­лом» при­де­ле во имя свя­то­го вели­ко­му­че­ни­ка Фео­до­ра Стра­ти­ла­та при «холод­ном» Успен­ском собо­ре, в сте­нах кото­ро­го хра­ни­лась глав­ная костром­ская свя­ты­ня – чудо­твор­ная Фео­до­ров­ская ико­на Божи­ей Мате­ри. Мно­же­ство костро­ми­чей, при­хо­див­ших помо­лить­ся пред чудо­твор­ной ико­ной Цари­цы Небес­ной, в холод­ное вре­мя тес­ни­лись в неболь­шом при­де­ле и испы­ты­ва­ли боль­шие неудоб­ства.

Стро­и­тель­ство Бого­яв­лен­ско­го собо­ра, как и в целом пере­строй­ка все­го Костром­ско­го крем­ля после пожа­ра 1773 года, осу­ществ­ля­лось под общим руко­вод­ством епи­ско­па Костром­ско­го и Галич­ско­го Симо­на (Лаго­ва), высо­ко­об­ра­зо­ван­но­го и дея­тель­но­го иерар­ха, управ­ляв­ше­го Костром­ской епар­хи­ей в 1769–1778 годах. Вла­ды­ка Симон рас­смат­ри­вал Костром­ской кремль как буду­щий духов­но-адми­ни­стра­тив­ный центр епар­хии, при­ла­гал осо­бые уси­лия к про­слав­ле­нию пре­бы­вав­шей в Успен­ском собо­ре чудо­твор­ной Фео­до­ров­ской ико­ны Бого­ма­те­ри и наме­ре­вал­ся пере­не­сти в кремль архи­ерей­ский дом, со вре­ме­ни учре­жде­ния епар­хии нахо­див­ший­ся в Свя­то-Тро­иц­ком Ипа­тьев­ском муж­ском мона­сты­ре. Одна­ко пере­вод епи­ско­па Симо­на на Рязан­скую кафед­ру (реше­ние Свя­тей­ше­го Сино­да после­до­ва­ло 31 мар­та 1778 года, епи­скоп Симон поки­нул Костро­му 2 мая того же года) не поз­во­ли­ло реа­ли­зо­вать все эти пла­ны в пол­но­те. Тем не менее бла­го­да­ря дея­тель­но­сти епи­ско­па Симо­на и твор­че­ско­му гению С.А. Воро­ти­ло­ва над Вол­гой рядом с древним Успен­ским собо­ром воз­ник пре­крас­ный собор­ный ансамбль с вели­че­ствен­ной коло­коль­ней, став­шей архи­тек­тур­ной доми­нан­той Костро­мы.

Костром­ской кремль. Аква­рель XIX века. Сле­ва напра­во: Успен­ский собор, коло­коль­ня, Бого­яв­лен­ский собор, собор­ные дома.

Точ­ных ука­за­ний на при­чи­ну выбо­ра празд­ни­ка Бого­яв­ле­ния Гос­под­ня для посвя­ще­ния собо­ра не сохра­ни­лось, но мож­но пред­по­ла­гать, что при­чи­на тому – сло­жив­ша­я­ся к XVIII сто­ле­тию тра­ди­ция совер­ше­ния начи­нав­ших­ся из Костром­ско­го крем­ля обще­го­род­ских еже­год­ных крест­ных ходов (так назы­ва­е­мых гене­раль­ных) с чудо­твор­ной Фео­до­ров­ской ико­ной Божи­ей Мате­ри и дру­ги­ми костром­ски­ми свя­ты­ня­ми, при уча­стии все­го город­ско­го духо­вен­ства. Из всех гене­раль­ных крест­ных ходов, кото­рых к нача­лу ХХ века насчи­ты­ва­лось девять (в год), лишь один – в празд­ник Бого­яв­ле­ния, из крем­ля на реку Вол­гу для освя­ще­ния воды – при­хо­дил­ся на холод­ное вре­мя года, когда бого­слу­же­ния долж­ны были совер­шать­ся в «теп­лом» собо­ре.

Бого­яв­лен­ский собор стро­ил­ся как храм с одним пре­сто­лом, но двух­этаж­ный, с крип­той (под­кле­том; позд­нее, в XIX веке, в крип­те была устро­е­на усы­паль­ни­ца с цер­ко­вью). В собо­ре мог­ло поме­стить­ся до 1300 моля­щих­ся, паперть вме­ща­ла еще око­ло 300 чело­век. В фона­ре собо­ра (под купо­лом), тогда отде­лен­ном сво­дом от внут­рен­не­го про­стран­ства хра­ма, рас­по­ла­га­лась собор­ная биб­лио­те­ка, спе­ци­аль­но пред­на­зна­чен­ная для поль­зо­ва­ния костром­ским духо­вен­ством (в 1884 году свод разо­бран, биб­лио­те­ка пере­не­се­на во фли­гель собор­ной огра­ды). На коло­кольне рас­по­ла­га­лись 11 коло­ко­лов общим весом 2400 пудов, самый боль­шой из кото­рых – отли­тый после пожа­ра 1773 года на пожерт­во­ва­ния костром­ско­го куп­ца Кось­мы Ива­но­ви­ча Угле­ча­ни­но­ва – имел вес 1160 пудов. Так­же на коло­кольне в 1820 году были уста­нов­ле­ны часы с боем.

Основ­ные стро­и­тель­ные рабо­ты в Бого­яв­лен­ском собо­ре завер­ши­лись в 1785 году. В 1786 году в собо­ре был уста­нов­лен ико­но­стас, в 1788 году ико­но­стас вызо­ло­ти­ли и уста­но­ви­ли в нем ико­ны. Освя­ще­ние Бого­яв­лен­ско­го собо­ра совер­шил в декаб­ре 1790 года епи­скоп Костром­ской и Галич­ский Павел (Зер­нов). С постро­е­ни­ем в 1790‑х годах двух так назы­ва­е­мых собор­ных домов (из пер­во­на­чаль­но пла­ни­ро­вав­ших­ся четы­рех) собор­ный ансамбль Костром­ско­го крем­ля – Успен­ский собор, Бого­яв­лен­ский собор, коло­коль­ня, собор­ные дома, Свя­тые воро­та с огра­дой – обрел свой закон­чен­ный облик, сохра­няв­ший­ся до уни­что­же­ния крем­ля в 1934 году.

План Бого­яв­лен­ско­го собо­ра Костром­ско­го крем­ля.
Чер­теж выпол­нен К.Я. Труб­ни­ко­вым в 1809 году.

В 1835 году Успен­ский и Бого­яв­лен­ский собо­ры ста­ли кафед­раль­ны­ми собо­ра­ми Костром­ской епар­хии (до это­го с 1744 года кафед­ра костром­ско­го епи­ско­па пре­бы­ва­ла в Тро­иц­ком собо­ре Ипа­тьев­ско­го мона­сты­ря). В доку­мен­тах при упо­ми­на­нии хра­мов Костром­ско­го крем­ля обыч­но встре­ча­ет­ся обоб­ща­ю­щее име­но­ва­ние «Успен­ский кафед­раль­ный собор», посколь­ку оба собо­ра име­ли еди­ный клир и общее хозяй­ствен­ное устро­е­ние. В Успен­ском собо­ре бого­слу­же­ния совер­ша­лись в теп­лое вре­мя года, в Бого­яв­лен­ском – в холод­ное; соот­вет­ствен­но поряд­ку служб из одно­го собо­ра в дру­гой пере­но­си­ли чудо­твор­ную Фео­до­ров­скую ико­ну Божи­ей Мате­ри (в обо­их собо­рах она поме­ща­лась в ико­но­ста­се сле­ва от Цар­ских врат).

Ко вто­рой поло­вине XIX века Бого­яв­лен­ский собор стал тесен для бого­моль­цев, посколь­ку насе­ле­ние Костро­мы уве­ли­чи­ва­лось; в цер­ков­ные празд­ни­ки Бого­яв­лен­ский собор напол­нял­ся моля­щи­ми­ся так, что, по сви­де­тель­ству кли­ри­ков собо­ра, даже све­чи в нем гас­ли от духо­ты, и в неко­то­рых слу­ча­ях доступ в собор при­хо­ди­лось огра­ни­чи­вать с помо­щью поли­ции. Что­бы устра­нить эти неудоб­ства, епи­скоп (с 1868 года архи­епи­скоп) Костром­ской и Галич­ский Пла­тон (Фивей­ский), управ­ляв­ший Костром­ской епар­хи­ей в 1857–1877 годах, пред­при­нял рас­ши­ре­ние Бого­яв­лен­ско­го собо­ра при­строй­кой к нему с севе­ра и юга обшир­ных при­де­лов.

Заклад­ка при­де­лов состо­я­лась 4 сен­тяб­ря 1866 года, и уже 10 нояб­ря 1868 года архи­епи­скоп Пла­тон совер­шил освя­ще­ние пра­во­го (южно­го) при­де­ла в честь Фео­до­ров­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри и во имя свя­то­го бла­го­вер­но­го вели­ко­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го и пре­по­доб­но­го Иоси­фа Пес­но­пис­ца. Выбор свя­тых для посвя­ще­ния при­де­ла объ­яс­ня­ет­ся тем, что это – небес­ные покро­ви­те­ли импе­ра­то­ра Алек­сандра II и Оси­па (Иоси­фа) Ива­но­ви­ча Комис­са­ро­ва; таким обра­зом, в посвя­ще­нии при­де­ла отра­же­на была исто­ри­че­ская память о поку­ше­нии Кара­ко­зо­ва на импе­ра­то­ра Алек­сандра II и спа­се­нии госу­да­ря (по офи­ци­аль­ной вер­сии) костро­ми­чом, уро­жен­цем села Мол­ви­ти­но (ныне посе­лок Суса­ни­но) О.И. Комис­са­ро­вым. Левый (север­ный) при­дел собо­ра – в честь Бого­люб­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри и во имя свя­то­го муче­ни­ка Пла­то­на (18 июня ст.ст. 1809 года, в день празд­но­ва­ния Бого­люб­ской иконе Божи­ей Мате­ри, родил­ся Павел Фивей­ский – буду­щий архи­епи­скоп Пла­тон, а свя­той муче­ник Пла­тон стал его небес­ным покро­ви­те­лем в мона­ше­ском постри­ге) – был освя­щен архи­епи­ско­пом Пла­то­ном 3 мар­та 1873 года. После при­строй­ки при­де­лов Бого­яв­лен­ский собор стал вме­щать до 6000 моля­щих­ся.

Бого­яв­лен­ский собор Костром­ско­го крем­ля. Фото нача­ла ХХ века.

По заве­ща­нию архи­епи­ско­па Пла­то­на, скон­чав­ше­го­ся 12 мая 1877 года, его тело было погре­бе­но под Бого­яв­лен­ским собо­ром. По рас­по­ря­же­нию пре­ем­ни­ка вла­ды­ки Пла­то­на – епи­ско­па Костром­ско­го и Галич­ско­го Игна­тия (Рож­де­ствен­ско­го), управ­ляв­ше­го Костром­ской епар­хи­ей в 1878–1883 годах – в крип­те под собо­ром устро­и­ли усы­паль­ни­цу с цер­ко­вью во имя пре­по­доб­но­го Сер­гия Радо­неж­ско­го; освя­ще­ние этой церк­ви епи­скоп Игна­тий совер­шил 23 сен­тяб­ря 1878 года. Впо­след­ствии в этой усы­паль­ни­це были погре­бе­ны сам епи­скоп Игна­тий (+1883) и епи­скоп Костром­ской и Галич­ский Вис­са­ри­он (Неча­ев; +1905). Так­же, еще до кон­чи­ны архи­епи­ско­па Пла­то­на, в 1876 году под пре­дал­та­ри­ем пра­во­го при­де­ла Бого­яв­лен­ско­го собо­ра был погре­бен клю­чарь кафед­раль­но­го собо­ра про­то­и­е­рей Павел Ост­ров­ский, цер­ков­ный исто­рик и кра­е­вед, дядя зна­ме­ни­то­го дра­ма­тур­га А.Н. Ост­ров­ско­го.

В Бого­яв­лен­ском собо­ре совер­ша­ли бого­слу­же­ния все костром­ские архи­пас­ты­ри, начи­ная с епи­ско­па Пав­ла (Зер­но­ва) – освя­тив­ше­го собор в 1790 году – до архи­епи­ско­па Сера­фи­ма (Меще­ря­ко­ва), при кото­ром в 1922 году собо­ры Костром­ско­го крем­ля пере­шли к обнов­лен­цам. Здесь слу­жи­ли выда­ю­щи­е­ся пред­ста­ви­те­ли костром­ско­го духо­вен­ства: про­то­и­е­рей Иаков Арсе­ньев (1768–1848), про­то­и­е­рей Павел Ост­ров­ский (1807–1876), про­то­и­е­рей Иоанн Поспе­лов (1821–1910). Бого­яв­лен­ский собор посе­щал­ся гостя­ми Костром­ско­го крем­ля – цар­ствен­ны­ми осо­ба­ми и архи­пас­ты­ря­ми, пред­ста­ви­те­ля­ми духо­вен­ства, вое­на­чаль­ни­ка­ми, чинов­ни­ка­ми и купе­че­ством, дея­те­ля­ми искус­ства и куль­ту­ры. Сюда во мно­же­стве сте­ка­лись костро­ми­чи и палом­ни­ки, в осо­бен­но­сти на тор­же­ствен­ное празд­но­ва­ние в честь Фео­до­ров­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри 14 мар­та (ст.ст.). Кро­ме чудо­твор­но­го обра­за Цари­цы Небес­ной здесь хра­ни­лись и дру­гие свя­ты­ни Костром­ско­го крем­ля – в част­но­сти, моще­вик с моща­ми кие­во-печер­ских свя­тых, пере­дан­ны­ми в собор уро­жен­цем Костром­ской зем­ли, выда­ю­щим­ся цер­ков­ным иерар­хом мит­ро­по­ли­том Киев­ским и Галиц­ким Арсе­ни­ем (Моск­ви­ным; +1876).

Внут­рен­ний вид Бого­яв­лен­ско­го собо­ра. Фото нача­ла ХХ века.

После кон­фис­ка­ции рево­лю­ци­он­ны­ми вла­стя­ми в 1918 году зда­ний Костром­ской духов­ной семи­на­рии и духов­ной кон­си­сто­рии Бого­яв­лен­ский кафед­раль­ный собор – самое обшир­ное цер­ков­ное зда­ние Костро­мы – стал так­же местом про­ве­де­ния цер­ков­ных собра­ний, бла­го­чин­ни­че­ских сове­ща­ний духо­вен­ства, епар­хи­аль­ных съез­дов. Одна­ко в 1922 году под дав­ле­ни­ем вла­стей архи­епи­скоп Сера­фим (Меще­ря­ков) и общи­на кафед­раль­но­го собо­ра пере­шли в обнов­лен­че­ский рас­кол; неза­дол­го перед этим про­шла мас­штаб­ная кам­па­ния по изъ­я­тию цер­ков­ных цен­но­стей, в ходе кото­рой из собор­но­го ансам­бля Костром­ско­го крем­ля было изъ­ято более 38 фун­тов золо­та и более 57 пудов сереб­ра, мно­же­ство дра­го­цен­ных и полу­дра­го­цен­ных кам­ней из цер­ков­ных укра­ше­ний. В ста­ту­се обнов­лен­че­ских «кафед­раль­ных собо­ров» хра­мы Костром­ско­го крем­ля дей­ство­ва­ли до 1929 года, когда состо­я­лось их окон­ча­тель­ное закры­тие. После это­го Бого­яв­лен­ский собор исполь­зо­вал­ся в хозяй­ствен­ных целях – в част­но­сти, неко­то­рое вре­мя как зер­но­хра­ни­ли­ще.

Раз­ру­ше­ние Бого­яв­лен­ско­го собо­ра.
Фото 1934 года из фон­дов Госу­дар­ствен­но­го музея архи­тек­ту­ры
име­ни А.В. Щусе­ва.

В 1934 году собор­ный ансамбль Костром­ско­го крем­ля (в том чис­ле и Бого­яв­лен­ский собор) был почти пол­но­стью уни­что­жен, от крем­ля сохра­ни­лись лишь два собор­ных дома и сто­рож­ка собор­ной огра­ды. Пер­вые взры­вы, раз­ру­шав­шие собор­ный ансамбль, про­зву­ча­ли 8 июля 1934 года, затем после­до­ва­ли чере­да взры­вов и раз­бор­ка руин для полу­че­ния стро­и­тель­ных мате­ри­а­лов. В даль­ней­шем на месте Бого­яв­лен­ско­го собо­ра рас­по­ла­гал­ся пустырь, вхо­див­ший в состав Цен­траль­но­го пар­ка горо­да Костро­мы.

В 1991 году выда­ю­щий­ся костром­ской архи­тек­тор-рестав­ра­тор, заслу­жен­ный работ­ник куль­ту­ры РСФСР Лео­нид Сер­ге­е­вич Васи­льев (1934–2008) раз­ра­бо­тал про­ект вос­ста­нов­ле­ния Бого­яв­лен­ско­го собо­ра – кото­рый не был реа­ли­зо­ван, но при­нес боль­шую поль­зу при нача­ле вос­со­зда­ния Костром­ско­го крем­ля в XXI веке. В 1998 году пра­ви­тель­ство Рос­сий­ской Феде­ра­ции утвер­ди­ло про­грам­му соци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия Костром­ской обла­сти до 2005 года, кото­рой преду­смат­ри­ва­лось финан­си­ро­ва­ние вос­ста­нов­ле­ния коло­коль­ни Бого­яв­лен­ско­го собо­ра Костром­ско­го крем­ля. Одна­ко эта про­грам­ма так­же не полу­чи­ла прак­ти­че­ско­го вопло­ще­ния: 26 декаб­ря 2003 года рефе­рент Костром­ско­го епар­хи­аль­но­го управ­ле­ния иеро­мо­нах Фера­понт (ныне мит­ро­по­лит Костром­ской и Нерехт­ский) совер­шил моле­бен на месте вос­со­зда­ния коло­коль­ни и освя­тил ее заклад­ные кам­ни, но огра­ни­чен­ный объ­ем финан­си­ро­ва­ния и орга­ни­за­ци­он­ные труд­но­сти так и не поз­во­ли­ли при­сту­пить к вос­ста­нов­ле­нию коло­коль­ни по суще­ству.

Прин­ци­пи­аль­ное изме­не­ние ситу­а­ции вокруг вос­со­зда­ния Костром­ско­го крем­ля (и преж­де все­го Бого­яв­лен­ско­го собо­ра) свя­за­но с име­на­ми Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Руси Кирил­ла и выда­ю­ще­го­ся рос­сий­ско­го бла­го­тво­ри­те­ля и меце­на­та, пре­зи­ден­та ООО «Кор­по­ра­ция ВИТ» Вик­то­ра Ива­но­ви­ча Тырыш­ки­на.

19 июля 2015 года в ходе визи­та в Костром­скую епар­хию Свя­тей­ший Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси Кирилл посе­тил Костром­ской кремль и совер­шил чин освя­ще­ния заклад­но­го кам­ня в осно­ва­ние Успен­ско­го собо­ра. Осе­нью 2015 года в Костром­ском крем­ле нача­лись архео­ло­ги­че­ские рабо­ты на месте рас­по­ло­же­ния Бого­яв­лен­ско­го собо­ра и коло­коль­ни, а 22 декаб­ря 2015 года губер­на­то­ром Костром­ской обла­сти Сер­ге­ем Кон­стан­ти­но­ви­чем Сит­ни­ко­вым было изда­но рас­по­ря­же­ние о реа­ли­за­ции про­ек­та по вос­со­зда­нию хра­мо­во­го ком­плек­са Костром­ско­го крем­ля. Воз­рож­де­ние крем­ля осу­ществ­ля­ет­ся на сред­ства и под руко­вод­ством Вик­то­ра Ива­но­ви­ча Тырыш­ки­на, а глав­ным архи­тек­то­ром это­го про­ек­та стал Алек­сей Михай­ло­вич Дени­сов – архи­тек­тор-рестав­ра­тор выс­шей кате­го­рии, ака­де­мик Рос­сий­ской Ака­де­мии архи­тек­тур­но­го насле­дия. При раз­ра­бот­ке про­ек­та собо­ра было реше­но вос­со­зда­вать его в фор­мах XVIII века, таким, каким собор был постро­ен С.А. Воро­ти­ло­вым – то есть без боко­вых при­де­лов, при­стро­ен­ных в XIX веке.

20 мая 2016 года епи­скоп Костром­ской и Галич­ский Фера­понт совер­шил в Цен­траль­ном пар­ке Костро­мы моле­бен перед нача­лом вос­ста­нов­ле­ния Бого­яв­лен­ско­го собо­ра и коло­коль­ни. Стро­и­тель­ные рабо­ты нача­лись летом того же года. 

Стро­я­щий­ся Бого­яв­лен­ский собор. Фото 9 мар­та 2017 года.

Сле­ду­ет отме­тить, что пред­ва­ри­тель­но (в 2015–2016 годах) состав­лен­ный гра­фик вос­ста­нов­ле­ния Костром­ско­го крем­ля впо­след­ствии пре­тер­пел изме­не­ния для повы­ше­ния эффек­тив­но­сти стро­и­тель­ных работ. Пер­во­на­чаль­но пла­ни­ро­ва­лось все силы скон­цен­три­ро­вать на воз­ве­де­нии коло­коль­ни, а затем перей­ти к стро­и­тель­ству Бого­яв­лен­ско­го собо­ра. Одна­ко опыт пока­зал: прак­тич­нее воз­во­дить коло­коль­ню и собор одно­вре­мен­но – что и было сде­ла­но. При стро­и­тель­стве Бого­яв­лен­ско­го собо­ра и коло­коль­ни исполь­зо­ва­лись совре­мен­ные мате­ри­а­лы и тех­но­ло­гии, что поз­во­ли­ло при пол­ном сохра­не­нии исто­ри­че­ско­го обли­ка суще­ствен­но умень­шить (по срав­не­нию с про­ек­том XVIII века) тол­щи­ну стен, раз­ме­стить внут­ри зда­ний допол­ни­тель­ные кон­струк­ции и объ­е­мы.

17 апре­ля 2017 года, в поне­дель­ник Свет­лой сед­ми­цы, мит­ро­по­лит Костром­ской и Нерехт­ский Фера­понт совер­шил пер­вый пас­халь­ный моле­бен в стро­я­щем­ся Бого­яв­лен­ском собо­ре. В нояб­ре 2018 года на коло­коль­ню собо­ра были под­ня­ты коло­ко­ла, отли­тые на коло­коль­ном заво­де в горо­де Тута­е­ве (Яро­слав­ская область). 27 мар­та 2019 года на коло­кольне уста­но­ви­ли крест, а 13 авгу­ста того же года крест увен­чал глав­ку Бого­яв­лен­ско­го собо­ра. В апре­ле 2023 года в собо­ре завер­ши­лась уста­нов­ка вновь изго­тов­лен­но­го ико­но­ста­са. Одно­вре­мен­но в крип­те (ниж­ний ярус собо­ра) был устро­ен храм-памят­ник воин­ской сла­вы; в нем раз­ме­ще­ны памят­ные пли­ты с име­на­ми вои­нов-костро­ми­чей, защи­щав­ших Оте­че­ство. Эски­зы мемо­ри­аль­ных зна­ков раз­ра­ба­ты­ва­ли исто­ри­ки, архи­ви­сты и чле­ны Рос­сий­ско­го воен­но-исто­ри­че­ско­го обще­ства. В хра­ме уста­нов­ле­но 28 плит, где пере­чис­ле­ны име­на 262 Геро­ев Совет­ско­го Сою­за и Рос­сии, а так­же ука­за­ны наиме­но­ва­ния воин­ских соеди­не­ний, осо­бо отли­чив­ших­ся при защи­те Роди­ны.

Освя­ще­ние вос­со­здан­но­го Бого­яв­лен­ско­го собо­ра Костром­ско­го крем­ля и первую Боже­ствен­ную литур­гию в нем 24 сен­тяб­ря 2023 года совер­шил Свя­тей­ший Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси Кирилл. За бого­слу­же­ни­ем был огла­шен указ Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Кирил­ла о том, что Бого­яв­лен­ско­му собо­ру усва­и­ва­ет­ся ста­тус кафед­раль­но­го. Таким обра­зом, с 24 сен­тяб­ря 2023 года Бого­яв­лен­ский собор явля­ет­ся глав­ным хра­мом Костром­ской епар­хии. Име­но­ва­ние «кафед­раль­ный» дослов­но обо­зна­ча­ет, что в собо­ре рас­по­ла­га­ет­ся кафед­ра управ­ля­ю­ще­го Костром­ской епар­хи­ей епи­ско­па (в насто­я­щее вре­мя управ­ля­ю­щий Костром­ской епар­хи­ей – мит­ро­по­лит Костром­ской и Нерехт­ский Фера­понт). Кафед­рой назы­ва­ют: в пря­мом смыс­ле сло­ва – седа­ли­ще (крес­ло) в алта­ре хра­ма, на кото­ром архи­ерей вос­се­да­ет в опре­де­лен­ные момен­ты бого­слу­же­ний; в пере­нос­ном смыс­ле – епар­хию или город, где архи­ерей совер­ша­ет свое слу­же­ние.

24 сен­тяб­ря 2023 года. Свя­тей­ший Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси Кирилл совер­ша­ет Боже­ствен­ную литур­гию в Бого­яв­лен­ском кафед­раль­ном собо­ре. 
24 сен­тяб­ря 2023 года. На коло­кольне Бого­яв­лен­ско­го кафед­раль­но­го собо­ра.

ССЫЛКИ
(отдель­ные пуб­ли­ка­ции в фор­ма­те PDF при­во­дят­ся по изда­нию: 
Костром­ской кремль : Сбор­ник мате­ри­а­лов / сост. Семе­но­ва А.В. – Костро­ма, 2018)

Костромской кремль