Сайт создан по благословению митрополита Костромского и Нерехтского ФЕРАПОНТА

Пасхальное послание митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта

Воз­люб­лен­ные о Гос­по­де бра­тья и сест­ры!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Этим при­вет­стви­ем начи­на­ем мы лико­ва­ние Свя­той Пас­хи. Эту новость в пас­халь­ную див­ную ночь раз­нес­ли быст­рые ноги апо­сто­лов и жен-миро­но­сиц. Ею обра­до­ва­ли они уче­ни­ков Хри­сто­вых, скор­бя­щих о крест­ной смер­ти Спа­си­те­ля и не пони­ма­ю­щих, что же про­изо­шло. На Кре­сте ста­ла ясной для них прав­да слов их Боже­ствен­но­го Учи­те­ля о Его стра­да­нии, но смысл про­изо­шед­ше­го был ещё скрыт от них. И вот откры­лись им вра­та разу­ме­ния: Хри­стос вос­крес из мерт­вых, смер­тью смерть поправ и сущим во гро­бах жизнь даро­вав (тро­парь Пас­хи). Крест откры­вал путь к Вос­кре­се­нию, нево­об­ра­зи­мая скорбь Гол­го­фы откры­ва­ла веч­ную радость Пас­хи. «Погло­ще­на смерть побе­дою» (1 Кор. 15:54), – вот весть Свя­то­го Вос­кре­се­ния. Хри­стос явил ту власть Жиз­ни над смер­тью, о кото­рой ранее гово­рил Сво­им уче­ни­кам, зна­ки кото­рой они виде­ли в Его чуде­сах. Дочь Иаи­ра, сын наин­ской вдо­вы и чет­ве­ро­днев­ный Лазарь были зало­гом того, что Хри­стос вла­де­ет живы­ми и мерт­вы­ми и что у Бога все живы.

И вот теперь то, что пред­ве­ща­ли чуде­са, яви­лось уче­ни­кам во всей пол­но­те откро­ве­ния. Хри­стос не чужой силой и дей­стви­ем побеж­да­ет смерть и ад, но Сво­ей соб­ствен­ной силой, силой Боже­ства. И эту же силу, силу пре­об­ра­же­ния пло­ти и духа, даёт Сво­им уче­ни­кам, всем, кто веру­ет в Него: «Веру­ю­щий в Меня име­ет жизнь веч­ную» и «если и умрет – ожи­вет» (Ин. 6:47, 11:25). Вра­та жиз­ни, закры­тые гре­хом Ада­ма, отво­ри­лись подви­гом Хри­ста. Вра­та ада, дер­жав­шие род чело­ве­че­ский в раб­стве, сло­ма­ны и раз­ру­ше­ны. Над при­няв­ши­ми Крест Хри­стов враг не име­ет боль­ше вла­сти, пото­му что они име­ют власть облечь­ся Боже­ством. Смерть боль­ше не обла­да­ет ими, пото­му что они име­ют в себе источ­ник Жиз­ни Веч­ной – Хри­ста. «Для меня жизнь – Хри­стос, и смерть – при­об­ре­те­ние» (Фил. 1:21), – гово­рит апо­стол  Павел. В жиз­ни дей­ствую я силой Божи­ей, и в смер­ти не терп­лю утра­ты, но при­об­ре­таю. Не зна­ю­ще­му уче­ния Хри­ста это непо­нят­но, пото­му что и дей­ство­вать он хочет силой сво­ей, и в смер­ти теря­ет все. Хри­сти­а­нин же все дела зем­ные совер­ша­ет в пото­ке Про­мыс­ла Божи­его и в смер­ти при­ни­ма­ет покой телу и душе с пре­ве­ли­чай­шей Боже­ствен­ной сла­вой на Небе и на зем­ле.

Все мы, уве­ро­вав­шие, стре­мясь отло­жить, по сло­ву апо­сто­ла, вся­кое бре­мя и запи­на­ю­щий нас грех (ср. Евр. 12:1), с тер­пе­ни­ем и пока­я­ни­ем про­шли попри­ще Вели­ко­го поста, что­бы яви­лась на нас эта вожде­лен­ная сила Хри­сто­ва. Всей Цер­ко­вью, зем­ной и Небес­ной, при­но­си­ли мы таин­ствен­ное покло­не­ние Свя­тым Стра­стям Хри­сто­вым, что­бы яви­лось нам и Откро­ве­ние Свя­то­го Вос­кре­се­ния, что­бы сво­и­ми оча­ми, по сло­ву свя­то­го Иова Мно­го­стра­даль­но­го, не чужи­ми, уви­деть сво­е­го Спа­си­те­ля (ср. Иов 19:27).

Ныне мы, постив­ши­е­ся и непо­стив­ши­е­ся, про­вед­шие дни свои в бого­мыс­лии и подви­гах или толь­ко сего­дня узнав­шие о Хри­сте, при­зы­ва­ем­ся к лико­ва­нию Пас­хи. Гос­подь зовёт всех, уве­руй­те и ликуй­те, при­ми­те при­зыв Хри­стов и вку­си­те неуми­ра­ю­щей жиз­ни, при­ми­те Крест и узри­те Вос­кре­се­ние! Радуй­тесь в хра­мах и на ули­це, радуй­тесь за празд­нич­ным сто­лом и в еже­днев­ных тру­дах, при­ни­мая дары и неиз­беж­ные утра­ты нашей жиз­ни. Все­гда радуй­тесь о Вос­крес­шем Хри­сте и непре­стан­но моли­тесь Ему (ср. 1 Фес. 5:16–17)! И общая наша молит­ва сего­дня о том, что­бы весь мир познал Пас­ху Хри­сто­ву Духом Свя­тым ныне и во веки веков.

С пас­халь­ной радо­стью при­зы­ваю на всю бого­хра­ни­мую паст­ву зем­ли Костром­ской Божие бла­го­сло­ве­ние и при­вет­ствую всех вас веч­ным при­вет­стви­ем:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! 
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

МИТРОПОЛИТ КОСТРОМСКОЙ И НЕРЕХТСКИЙ

Костромской кремль