Мы продолжаем рассказ о тех людях, которые восстанавливают Костромской кремль. И это не только строители. В команде, объединенной общей идеей – вернуть Костроме былое достояние, особое место занимают археологи. Об одном из них мы расскажем сегодня.
Сергей Кабатов вместе с супругой Еленой в 2016 году вел раскопки на месте уничтоженного в тридцатые годы прошлого столетия Успенского собора. Проекту он подарил три года. Все это время практически жил одной идеей – завершить исследования. В итоге написал четырнадцать томов научного отчета, но ни разу не пожалел о том, что согласился взять на себя такую ответственность. «Я понимал, над чем работаю. Осознавал, что других раскопок на этом месте уже не будет», – рассказывает он. Однако далась работа совсем непросто.
Раскопки должны были помочь определить углы и поворотные точки конструктивных элементов собора. Другая не менее важная цель – получить максимум информации с участка, где проведены исследования, для воссоздания картины развития поселения, существовавшего здесь до начала строительства собора. Она и оказалась самой трудной. Дело в том, что ансамбль кремля находился на ранней и довольно спорной в плане исторической интерпретации территории города. И для того, чтобы четко привязать находки к тому или иному времени, описать, а главное, объяснить их, требуется немало усилий.
Но проделанная работа стоила того. Особенно – неожиданных открытий. Во-первых, как оказалось, Успенский собор постоянно перестраивался: какие-то стенки ломали, другие – удлиняли, делали пристройки. Второй открывшийся факт удивил даже историков: в старину собор поставили совсем не на пустынное место. Часть его при строительстве (ориентировочно первая треть пятнадцатого века) «накрыла» городскую территорию. Доказательство тому – ровики от частокола, которым в старину огораживали усадьбы. Рвы сохранили следы нескольких перестроек, а это, как минимум, «минус» столетие от предварительной даты строительства. Получается, в это время здесь уже был город.
Вторая часть собора «накрыла» некрополь. Интересно, что под молельным залом храма археологи нашли много детских погребений. Все костяки обращены головой на юг, возможно, по дохристианскому обычаю. Могильные ямки прорезаются столбами Успенского собора – он строился уже на них. «Это можно объяснить временем окончательного становления христианства. Хоронить «по привычке» еще продолжают по дохристианскому обычаю, но «внешнее» оформление обряда – положение рук на костяке, другие важные моменты, говорят о том, что христианские традиции уже практически полностью утвердились», – объясняет Сергей Кабатов.
Все находки археологи передали в фонды Костромского музея-заповедника. Некоторые фрагменты архитектурных элементов, сильно деформированные при взрывных работах, планируют представить на выставке в достраиваемой колокольне Богоявленского собора. Останки погребений сейчас исследуют антропологи, для которых они стали неоценимой находкой. По костякам можно представить себе весь бытовой спектр жизни того времени: как население жило, какие болезни были, что наши предки ели и могли себе позволить. После проведения анализов их перезахоронят.
Сергей Александрович признается: вздохнул спокойно лишь тогда, когда увез в Институт археологии Российской академии наук все тома научного отчета. «Раньше у меня не было таких объектов. В плане архитектуры, значимости, массовости, ответственности, практически нереальных сроков. И я все еще не могу «остыть». Но событие для меня стало особым и даже знаковым. И это – факт», – рассказал археолог.
Полина ТИХОВА
«Северная правда», 04 июля 2018 года
На фото: 2 сентября 2016 года. Археологические раскопки на территории Костромского кремля.