Дорогие о Господе отцы, братья и сестры!
В эту светлую ночь Рождества хоры ангелов и святых призывают нас к Вифлеемской пещере для празднования. И что же видим мы, придя вместе с волхвами и пастырями? В темноте ночи, в глубине пещеры, между соломы яслей сияет Совершенный Младенец Христос. Великая тайна открывается нам – Бог Воплощённый, приходящий к людям. Сокрытый от мира Свет Рождества открывает нам тайну и чудо Господнего благоволения.
Тот, Кого пророки видели в расступившемся море, бурном дыхании ветра, облачном и огненном столпе, ведущем народы; Говоривший громогласно с высот гор и Поражающий полчища врагов – Сущий, Всевышний, Крепкий, Всемогущий, Вечный Бог воинств – является нам мирным Младенцем, не устрашающим сердца, но приклоняющим их к милости. Десница Вышнего пременяется с наказания на благодеяние, И сами ангелы, поющие в небе, вразумляют нас: «На земле мир, в человеках благоволение» (Лк. 2, 14).
Не на суд является Господь в Рождестве, не для наказания согрешивших, но для спасения верующих Ему. Он приходит к народу Своему в час порабощения от иноплеменных, во дни жестокого царя Ирода, чтобы подарить нам Царство не от мира сего, Царство милости Божией, являемой людям. Именно подарить, потому что это Божий дар, не от нас, как пишет апостол Павел (Еф. 2, 8). Скитающемуся во грехах человечеству, год от года только умножающему беззаконие и скорбь, Бог дарит Собственное Божество в благодати, возвращая утраченное Адамом благо разумения Бога и пребывания в добре. И поэтому Рождество – праздник не только милости, но и благодарности. Господь, облачившись в человеческое естество, проще говоря – став Человеком, во всем как мы, но отрицающим грех, непричастным к нему, нас облачает в снегосветлую Божественную одежду святыни, делая нас новыми людьми, по благодати освобождающимися от зла.
Более того, это соединение Божественной и человеческой природ делают Рождество праздником вселенской великой семьи, ибо Сын Отца рождается по плоти от Девы-Богоматери, и мы через Христа становимся согражданами святым и своими Богу (Еф. 2, 19).
И так как Бог-Слово принес нам в этом празднике дар – Свое родство и Свою милость, а с ними Путь, Истину и Жизнь, – то и мы, как подобает, сегодня приносим благодарение за всё множество даров Его, вечных и непрестанных.
Стало добрым обычаем в эти святые дни смотреть на уходящий год и подводить благодарные и скорбные итоги с молитвой к Богу, чтобы испросить на год новый милости Господа и помощи в делах.
Год прошедший стал для нас годом военной тревоги, когда множество братьев и сестер наших оказались втянуты в эту борьбу, когда молитвы наши были постоянно обращены к Богу за наших воинов, за тех, кто пострадал и продолжает страдать от военных действий, были полны просьб о мире и прощении. Промыслительно в этот год совершалось по городам Святой Руси шествие великого печальника земли Русской, свидетеля её горести и славы – преподобного Сергия Радонежского. И у его мощей мы молились о примирении Святой Руси, одолении безбожных врагов и милости ко всем нам. Но шествие великого терпеливца и нас приготавливало к терпению. Воистину, как говорили предки наши в скорбную годину – по делам нашим принимаем (ср.: Лк. 23, 41). Поэтому укрепим молитву, препояшемся терпением и приложим руки наши к помощи воинам, беженцам и семьям раненых и погибших. А Господь по милости Своей да упразднит нестроения и сохранит верных Своих.
Но труды земные и скорби земные приходят и уходят, а Свет Христов просвещает всегда. Свет Богомладенца, явленный в Вифлееме, сияет нам и ныне как путеводная звезда среди бурь житейского мирового моря.
И в святыне этого Света сегодня я призываю на всех верных земли Костромской благословение Богомладенца Христа и Его Пречистой Матери, желая в эти святые дни наполниться радостью о спасении и милости от Бога, прославляя и благодаря Его.
Христос рождается – славите!
митрополит Костромской и Нерехтский,
глава Костромской митрополии
Рождество Христово 2022–2023 г.
Грaд Костромa