Сайт создан по благословению митрополита Костромского и Нерехтского ФЕРАПОНТА

Костромской кремль в событиях 1613 года: новая статья митрополита Ферапонта

В пер­вом номе­ре «Вест­ни­ка Костром­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та» за этот год опуб­ли­ко­ва­на ста­тья мит­ро­по­ли­та Костром­ско­го и Нерехт­ско­го Фера­пон­та «Шествие мос­ков­ско­го посоль­ства 14 мар­та 1613 г. в Ипа­тьев­ский мона­стырь: вер­сии собы­тия», ана­ли­зи­ру­ю­щая све­де­ния доку­мен­таль­ных источ­ни­ков о состо­яв­шем­ся в Костро­ме 14 мар­та (по ста­ро­му сти­лю) 1613 года при­зва­нии на цар­ство Миха­и­ла Фео­до­ро­ви­ча Рома­но­ва. В част­но­сти, гла­ва Костром­ской мит­ро­по­лии обос­но­вы­ва­ет уча­стие в этом собы­тии чудо­твор­ной Фео­до­ров­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри и кри­ти­че­ски оце­ни­ва­ет самое извест­ное повест­во­ва­ние о той эпо­хе – «Ска­за­ние Авра­амия Пали­цы­на».

В ста­тье осо­бен­но под­чер­ки­ва­ет­ся исто­ри­че­ская роль Костром­ско­го крем­ля в шествии мос­ков­ско­го посоль­ства. С XVII века и до пер­вой поло­ви­ны XIX сто­ле­тия все авто­ры, осно­вы­ва­ясь на состав­лен­ном око­ло 1630 года «Новом лето­пис­це», тра­ди­ци­он­но ука­зы­ва­ли, что утром 14 мар­та 1613 года мос­ков­ское посоль­ство при­шло в Костром­ской кремль, взя­ло в Успен­ском собо­ре чудо­твор­ную Фео­до­ров­скую ико­ну Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы и затем, неся с собой костром­скую свя­ты­ню, вме­сте с жите­ля­ми горо­да напра­ви­лось в Ипа­тьев­ский мона­стырь, что­бы при­звать Миха­и­ла Фео­до­ро­ви­ча на все­рос­сий­ский пре­стол. Одна­ко во вто­рой поло­вине XIX века появи­лась совер­шен­но необос­но­ван­ная вер­сия двух шествий: яко­бы посоль­ство утром 14 мар­та из Сели­ща шло по волж­ско­му льду пря­мо в Ипа­тьев­скую оби­тель, а костро­ми­чи с чудо­твор­ной ико­ной напра­ви­лись из крем­ля в мона­стырь отдель­но, вто­рым шестви­ем (крест­ным ходом). Более того, ныне эта вер­сия, к сожа­ле­нию, явля­ет­ся обще­при­ня­той.

Изла­гая более досто­вер­ную исто­ри­че­скую кар­ти­ну собы­тий 14 мар­та 1613 года, вла­ды­ка Фера­понт завер­ша­ет свою новую ста­тью сло­ва­ми:

«Сей­час, когда на наших гла­зах совер­ша­ет­ся вос­ста­нов­ле­ние Костром­ско­го крем­ля, нам тре­бу­ет­ся вме­сте с тем и вос­со­зда­ние памя­ти о слав­ных стра­ни­цах исто­рии крем­ля и его глав­ной свя­ты­ни, Фео­до­ров­ской ико­ны Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы. Не под­ле­жит сомне­нию, что такое вос­со­зда­ние долж­но осно­вы­вать­ся на всей сово­куп­но­сти име­ю­щих­ся в нашем рас­по­ря­же­нии исто­ри­че­ских све­де­ний».

С тек­стом ста­тьи мож­но озна­ко­мить­ся на сай­те Костром­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та.

Соб. инф. 

На рисун­ке: Шествие 14 мар­та 1613 года из Костро­мы в Ипа­тьев­ский мона­стырь. Мини­а­тю­ра из «Кни­ги об избра­нии на цар­ство вели­ко­го госу­да­ря, царя и вели­ко­го кня­зя Миха­и­ла Фео­до­ро­ви­ча» (1673 год).

Костромской кремль