Архитектурный ансамбль Костромского кремля
Л.С. Васильев (1934–2008), архитектор-реставратор,
заслуженный работник культуры РСФСР,
почетный гражданин города Костромы
Сердцем Костромы был ее кремль. Созданный трудом десятков поколений костромичей, он зримо воплотил их мечты о высоком и прекрасном. В нем – знак духовного достоинства предков, их трудолюбия и таланта. Обращенная к Волге, видимая за десятки верст соборная группа определяла внешнюю панораму города. Ее величавая колокольня служила своеобразным маяком проплывающим судам; кремль был славой Костромы, гордостью ее жителей.
Участок, им занимаемый, сравнительно невелик. С юго-запада он ограничен кромкой крутого спуска к Волге, с юга – малым бульваром с видовой беседкой в конце, проложенным по верху древнего оборонительного вала. Параллельно ему проходила Ильинская улица (ныне улица Чайковского). С севера в прежние годы была замощенная булыжником аванплощадь – перед главными воротами кремля. В ее правом углу, вдоль кремлевского откоса вниз к Волге, шел пандус (сохранившийся и поныне). В его начале в 1912 году по проекту губернского архитектора Н.И. Горлицына была поставлена нарядная Царская беседка. Изящная, выполненная в стиле неоклассицизма, она сочетала функции выставочного павильона (в ней хранился макет памятника 300-летия Дома Романовых) и видовой площадки. 20 мая 1913 года рядом с беседкой в присутствии императора и его семьи состоялась торжественная закладка памятника (скульптор А.И. Адамсон). По иронии судьбы, в 1928 году укороченный гранитный пьедестал монумента послужил основанием железобетонной фигуре В.И. Ленина.
К юго-востоку от аванплощади был тенистый городской парк с большим бульваром.
Ансамбль кремля включал в себя: Успенский собор (XVI–XVIII–XIX века), Богоявленский собор с колокольней (1776–1791 годы), два соборных дома (1780‑е годы, сохранились) и каменную с коваными звеньями ограду с несколькими воротами и калитками (XVIII–XIX века). Своеобразной красотой из них выделялись так называемые Триумфальные, или Святые, ворота, обращенные на аванплощадь (1780‑е годы).
По мнению историков, возникновение Костромского кремля на этом месте следует отнести к началу XV века. Прежде, по преданию, он находился в месте основания города Юрием Долгоруким, на берегу Волги при впадении в нее речки Сулы. Новопостроенный кремль получил оборонительные деревянные стены с башнями, с тремя проездными воротами. С северной, восточной и южной сторон его окружали рвы и валы. Внутреннее пространство занимали хозяйственные и административные здания и усадьбы наиболее родовитых бояр. Все они были деревянными и не раз становились жертвами пожара. Из культовых построек внутри кремля упоминают Успенский собор и Крестовоздвиженский монастырь, видимо, также поначалу деревянные.
Первый Успенский собор из камня – на подклете, с открытым гульбищем, с одной главой (по другой версии с тремя) – условно относят к началу XVI века. Видимо, вскоре он был перестроен, получил традиционное пятиглавие и двухъярусные галереи с трех сторон. Особенностью этого храма, посвященного местночтимой святыне – Феодоровской иконе Божией Матери, была северная ориентация алтарных апсид (в сторону реки Запрудни; именно там в 1259 году1 была явлена чудотворная икона).
Особый придел в Успенском храме в честь Феодора Стратилата был устроен в 1666 году у его западной стены. Имевший поначалу позакомарное покрытие, в результате многих переделок храм не раз менял свой облик. Растесывались окна, менялись оконные наличники, формы глав. При наиболее значительной перестройке в середине XVIII века он получил четырехскатную кровлю четверика и грушевидные маковицы глав (нетрадиционные для русских храмов). В 1835 году был значительно удлинен Феодоровский придел.
Успенский собор обладал уникальными фресковыми росписями XVII века2, располагавшимися не только в интерьере четверика и галерей, но и на фасадах (в полукружиях закомар). Являясь местом пребывания Феодоровской иконы Божией Матери, он хранил бесценные вклады дарителей из княжеских и царских фамилий. Червонным золотом сияли его главы и кресты. Покоем, невозмутимой тишиной веяло от древних стен; десятки поколений костромичей искали и обретали здесь душевную опору и утешение.
Иным был образ Богоявленского собора. На месте его прежде стоял собор издавна существовавшего здесь Крестовоздвиженского монастыря. Пожар 1773 года, испепеливший весь город, кремль и его деревянную застройку, погубил и его. Его не стали восстанавливать, решив построить здесь новый, более вместительный и соответствующий новым вкусам. Право на строительство нового кафедрального собора получил подрядчик из посада Большие Соли Степан Андреевич Воротилов (1741–1792 годы).
По бытовавшей традиции, подрядчик, взявшийся строить здание, обязан был представить и свой проект, то есть совмещать в одном лице и архитектора, и инженера, и сметчика, и организатора самого строительства. Он должен был обладать познаниями и в архитектуре, и в смежных с ней искусствах. Воротилов – личность во многом для нас загадочная; где и у кого он учился, нам неизвестно. Судя по многим сохранившимся его постройкам, это мастер переходного времени – между барокко и классицизмом. Но прежде всего – это исконно русский художник, воспитанный на традициях русского зодчества. Построив множество зданий (светских и культовых), он умер в бедности. Добиваясь совершенства, он подчас за свой счет переделывал уже готовые части своих построек и щедро расплачивался с рабочими. Строителями были его брат и сын.
Акварели и фиксационные чертежи середины XIX века дают представление о колористическом решении фасадов Богоявленского храма: на голубом фоне стен выделялись элементы ордера и декоративные обрамления проемов, крашенные в белый цвет. Золоту крестов и куполов отвечали бесчисленные золоченые вазы, расставленные по ярусам колокольни и лестницам боковых крылец. Золотыми звездами был усыпан синий купол ротонды. Золотом мерцали циферблаты часов.
Одновременно с собором Воротилов строит дополнительную лестницу в восточную галерею Успенского храма, с дивной по красоте восьмигранной сенью в ее начале. Поставив ее перед колокольней по его оси, он композиционно объединил оба соборных здания.
Несомненным творением Воротилова были и Святые ворота в ограде кремля. Окончив в 1791 году работы в кремле, на следующий год он умер, едва переступив порог своего 50-летия.
Шло время, рос город, и Богоявленский храм стал тесен. В 1866–1868 годах по проекту неизвестного нам архитектора он был коренным образом реконструирован, в полтора раза увеличив свою площадь. Возник по существу новый храм – с огромным молельным залом, пятью полукруглыми апсидами (апсида старого храма была сохранена и стала средней между четырьмя новыми). Был разобран свод, отделяющий храмовое пространство от венчающей ротонды, и она стала световой3. В свою очередь, это значительно улучшило вентиляцию храма. Крыльца на боковых фасадах не восстанавливались, и для эвакуационного выхода из храма была сделана закрытая лестница у западной стены основного объема (к северу от притвора). Хотя силуэт храма существенно не изменился, он стал более громоздким. К чести автора реконструкции, она была максимально тактична и архитектура добавлений вполне соответствовала подлиннику. Сохранены были даже переходная с перилами дорожка над коньком кровли и кольцевой балкон в основании световой ротонды. К сожалению, при реконструкции погибли первоначальный иконостас и внутренняя мраморная отделка.
Новый иконостас нес все признаки упадка стиля. В те же годы Богоявленский собор получил калориферное отопление.
Храмы кремля были посвящены:
1. Успенский собор:
– Успению Божией Матери (главный престол),
– святому великомученику Феодору Стратилату (придел).
2. Богоявленский собор:
Богоявлению – Крещению Господню (главный престол).
Южный придел:
– в честь явления чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери,
– в честь святого благоверного князя Александра Невского и преподобного Иосифа Песнописца4.
Северный придел:
– в честь Боголюбской иконы Божией Матери и в честь мученика Платона5.
В 1878 году в средней части подвального помещения храма был устроен придел в честь преподобного Сергия Радонежского. Придел служил усыпальницей костромских архипастырей. В июле 1934 года все, что называлось кремлем, что олицетворяло город, любимейшее детище костромичей – все было взорвано. К настоящему времени подготовлен детальный план воссоздания всех сооружений кремлевского ансамбля – соборов, ограды с вратами, Царской беседки.
Публикуется по изданию:
Васильев Л.С. Об архитектурном наследии Костромского края.
Кострома, 2014. С. 15–17.
Эта статья была написана автором в 1995 году, впервые опубликована в 2002 году.
На нашем сайте публикуется в сокращении.
Примечания редакции сайта:
1. Дата явления условна, обычно говорят о конце пятидесятых – начале шестидесятых годов XIII века. Слова автора о посвящении храма Феодоровской иконе не следует понимать буквально (в смысле освящения престола).
2. «Сохранились в соборе письменные указания о том, что Успенский собор был расписан и до большого пожара 1773 года, спалившего всю внутренность собора. Но теперешняя живопись вся относится к концу XVIII столетия, когда собор капитально после пожара возобновлялся» (Протоиерей Иоанн Сырцов. «Стенная живопись в костромском Успенском кафедральном соборе», 1908 год).
3. Разборка этого свода состоялась в 1884 году, существенно позднее основных работ по реконструкции собора.
4. С учетом церковной традиции правильнее – во имя святого благоверного князя Александра Невского и преподобного Иосифа Песнописца.
5. То же: во имя мученика Платона.
Ссылки
- Арсеньев Иаков, протоиерей
Описание костромского Успенского собора, составленное в конце 1819 года протоиереем Яковом Арсеньевым - Арсеньев Иаков, протоиерей
Описание костромского Успенского собора, составленное в 1829 году протоиереем оного собора и кавалером Иаковом Арсеньевым - Арсеньев Иаков, протоиерей
Описание костромского Успенского собора, учрежденного по высочайшему повелению в 1835 году кафедральным, составленное в 1829 году протоиереем оного собора и кавалером Иаковом Арсеньевым, а ныне вновь исправленное - А.С. [Спицын А.А.]
Церкви Костромской епархии. По данным архива Императорской Археологической комиссии
(фрагмент книги) - Бронзов Ксенофонт, протоиерей
К истории города Костромы и епископа его Симона (Лагова)
(публикация в сборнике «Костромской кремль», Кострома, 2018) - Васильев Л.С.
Богоявленский кафедральный собор Костромского кремля
(публикация в сборнике «Костромской кремль», Кострома, 2018) - Васильев Л.С.
Статьи о возрождении Костромского кремля - Демидов С.В.
Архитектор-самоучка С.А. Воротилов
(публикация в сборнике «Костромской кремль», Кострома, 2018) - Зонтиков Н.А.
Успенский и Богоявленский соборы Костромского кремля - Кафедральный собор в 1885 году: службы, праздники, крестные ходы
(публикация в сборнике «Костромской кремль», Кострома, 2018) - Костромской кремль и его архитектурный ансамбль
- Костромской кремль на фотографиях С.М. Прокудина-Горского
- Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии : Справочная книга [фрагмент]
(публикация в сборнике «Костромской кремль», Кострома, 2018) - Кудряшов Е.В
Памятники архитектуры Костромского кремля
(фрагмент книги «Архитектурный ансамбль центра Костромы») - Лебедев Димитрий, протоиерей
История соборных храмов Феодоровского и Успенского в городе Костроме в связи с повестью о Феодоровской иконе Богоматери, краткой историей и топографией древнего города : Историко-археологический очерк - Лукомский Г.К.
Описание памятников художественной старины [начало одноименной главы из книги В.К. и Г.К. Лукомских «Кострома»]
(публикация в сборнике «Костромской кремль», Кострома, 2018) - Опись как строения, иконостаса, ризницы, книг, так и всякой церковной утвари и имущества костромского Успенского кафедрального собора [фрагменты документа 1840 года]
(публикация в сборнике «Костромской кремль», Кострома, 2018) - Островский Павел, протоиерей
Историческое описание костромского Успенского кафедрального собора, составленное того собора священником П. Островским - Поспелов Иоанн, протоиерей
Теплый Богоявленский собор при костромском кафедральном Успенском соборе
(публикация в сборнике «Костромской кремль», Кострома, 2018) - Сырцов Иоанн, протоиерей
Город Кострома в его прошлом и настоящем [фрагмент] - Сырцов Иоанн, протоиерей
Костромской Успенский кафедральный собор
(публикация в сборнике «Костромской кремль», Кострома, 2018) - Сырцов Иоанн, протоиерей
Стенная живопись в костромском Успенском кафедральном соборе
(публикация в сборнике «Костромской кремль», Кострома, 2018) - Цеханский Р.В.
Всевидящее око и ключи от рая. Размышления об образцах Богоявленского собора и колокольни Костромского кремля
(публикация в сборнике «Костромской кремль», Кострома, 2018) - Цеханский Р.В.
О дате первоначального Успенского собора города Костромы - Цеханский Р.В.
Эхо Костромы на границе Ивановской области