Сайт создан по благословению митрополита Костромского и Нерехтского ФЕРАПОНТА

Архитектурный ансамбль Костромского кремля

Л.С. Васи­льев (1934–2008), архи­тек­тор-рестав­ра­тор,
заслу­жен­ный работ­ник куль­ту­ры РСФСР,
почет­ный граж­да­нин горо­да Костро­мы

Серд­цем Костро­мы был ее кремль. Создан­ный тру­дом десят­ков поко­ле­ний костро­ми­чей, он зри­мо вопло­тил их меч­ты о высо­ком и пре­крас­ном. В нем – знак духов­но­го досто­ин­ства пред­ков, их тру­до­лю­бия и талан­та. Обра­щен­ная к Вол­ге, види­мая за десят­ки верст собор­ная груп­па опре­де­ля­ла внеш­нюю пано­ра­му горо­да. Ее вели­ча­вая коло­коль­ня слу­жи­ла свое­образным мая­ком про­плы­ва­ю­щим судам; кремль был сла­вой Костро­мы, гор­до­стью ее жите­лей.

Собор­ный ансамбль Костром­ско­го крем­ля, вид от тор­го­вых рядов. Сле­ва напра­во: Бого­яв­лен­ский собор, коло­коль­ня, Свя­тые воро­та, Успен­ский собор. Фото нача­ла ХХ века.

Уча­сток, им зани­ма­е­мый, срав­ни­тель­но неве­лик. С юго-запа­да он огра­ни­чен кром­кой кру­то­го спус­ка к Вол­ге, с юга – малым буль­ва­ром с видо­вой бесед­кой в кон­це, про­ло­жен­ным по вер­ху древ­не­го обо­ро­ни­тель­но­го вала. Парал­лель­но ему про­хо­ди­ла Ильин­ская ули­ца (ныне ули­ца Чай­ков­ско­го). С севе­ра в преж­ние годы была замо­щен­ная булыж­ни­ком аван­пло­щадь – перед глав­ны­ми воро­та­ми крем­ля. В ее пра­вом углу, вдоль крем­лев­ско­го отко­са вниз к Вол­ге, шел пан­дус (сохра­нив­ший­ся и поныне). В его нача­ле в 1912 году по про­ек­ту губерн­ско­го архи­тек­то­ра Н.И. Гор­ли­цы­на была постав­ле­на наряд­ная Цар­ская бесед­ка. Изящ­ная, выпол­нен­ная в сти­ле нео­клас­си­циз­ма, она соче­та­ла функ­ции выста­воч­но­го пави­льо­на (в ней хра­нил­ся макет памят­ни­ка 300-летия Дома Рома­но­вых) и видо­вой пло­щад­ки. 20 мая 1913 года рядом с бесед­кой в при­сут­ствии импе­ра­то­ра и его семьи состо­я­лась тор­же­ствен­ная заклад­ка памят­ни­ка (скуль­птор А.И. Адам­сон). По иро­нии судь­бы, в 1928 году уко­ро­чен­ный гра­нит­ный пье­де­стал мону­мен­та послу­жил осно­ва­ни­ем желе­зо­бе­тон­ной фигу­ре В.И. Лени­на.

К юго-восто­ку от аван­пло­ща­ди был тени­стый город­ской парк с боль­шим буль­ва­ром.

Ансамбль крем­ля вклю­чал в себя: Успен­ский собор (XVI–XVIII–XIX века), Бого­яв­лен­ский собор с коло­коль­ней (1776–1791 годы), два собор­ных дома (1780‑е годы, сохра­ни­лись) и камен­ную с кова­ны­ми зве­нья­ми огра­ду с несколь­ки­ми воро­та­ми и калит­ка­ми (XVIII–XIX века). Свое­об­раз­ной кра­со­той из них выде­ля­лись так назы­ва­е­мые Три­ум­фаль­ные, или Свя­тые, воро­та, обра­щен­ные на аван­пло­щадь (1780‑е годы).

Свя­тые воро­та. Фото нача­ла ХХ века.

По мне­нию исто­ри­ков, воз­ник­но­ве­ние Костром­ско­го крем­ля на этом месте сле­ду­ет отне­сти к нача­лу XV века. Преж­де, по пре­да­нию, он нахо­дил­ся в месте осно­ва­ния горо­да Юри­ем Дол­го­ру­ким, на бере­гу Вол­ги при впа­де­нии в нее реч­ки Сулы. Ново­по­стро­ен­ный кремль полу­чил обо­ро­ни­тель­ные дере­вян­ные сте­ны с баш­ня­ми, с тре­мя про­езд­ны­ми воро­та­ми. С север­ной, восточ­ной и южной сто­рон его окру­жа­ли рвы и валы. Внут­рен­нее про­стран­ство зани­ма­ли хозяй­ствен­ные и адми­ни­стра­тив­ные зда­ния и усадь­бы наи­бо­лее родо­ви­тых бояр. Все они были дере­вян­ны­ми и не раз ста­но­ви­лись жерт­ва­ми пожа­ра. Из куль­то­вых постро­ек внут­ри крем­ля упо­ми­на­ют Успен­ский собор и Кре­сто­воз­дви­жен­ский мона­стырь, види­мо, так­же пона­ча­лу дере­вян­ные.

Пер­вый Успен­ский собор из кам­ня – на под­кле­те, с откры­тым гуль­би­щем, с одной гла­вой (по дру­гой вер­сии с тре­мя) – услов­но отно­сят к нача­лу XVI века. Види­мо, вско­ре он был пере­стро­ен, полу­чил тра­ди­ци­он­ное пяти­гла­вие и двухъ­ярус­ные гале­реи с трех сто­рон. Осо­бен­но­стью это­го хра­ма, посвя­щен­но­го мест­но­чти­мой свя­тыне – Фео­до­ров­ской иконе Божи­ей Мате­ри, была север­ная ори­ен­та­ция алтар­ных апсид (в сто­ро­ну реки Запруд­ни; имен­но там в 1259 году1 была явле­на чудо­твор­ная ико­на).

Осо­бый при­дел в Успен­ском хра­ме в честь Фео­до­ра Стра­ти­ла­та был устро­ен в 1666 году у его запад­ной сте­ны. Имев­ший пона­ча­лу поза­ко­мар­ное покры­тие, в резуль­та­те мно­гих пере­де­лок храм не раз менял свой облик. Рас­те­сы­ва­лись окна, меня­лись окон­ные налич­ни­ки, фор­мы глав. При наи­бо­лее зна­чи­тель­ной пере­строй­ке в сере­дине XVIII века он полу­чил четы­рех­скат­ную кров­лю чет­ве­ри­ка и гру­ше­вид­ные мако­ви­цы глав (нетра­ди­ци­он­ные для рус­ских хра­мов). В 1835 году был зна­чи­тель­но удли­нен Фео­до­ров­ский при­дел.

Успен­ский кафед­раль­ный собор. Фото нача­ла ХХ века.

Успен­ский собор обла­дал уни­каль­ны­ми фрес­ко­вы­ми рос­пи­ся­ми XVII века2, рас­по­ла­гав­ши­ми­ся не толь­ко в инте­рье­ре чет­ве­ри­ка и гале­рей, но и на фаса­дах (в полу­кру­жи­ях зако­мар). Явля­ясь местом пре­бы­ва­ния Фео­до­ров­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри, он хра­нил бес­цен­ные вкла­ды дари­те­лей из кня­же­ских и цар­ских фами­лий. Чер­вон­ным золо­том сия­ли его гла­вы и кре­сты. Поко­ем, невоз­му­ти­мой тиши­ной вея­ло от древ­них стен; десят­ки поко­ле­ний костро­ми­чей иска­ли и обре­та­ли здесь душев­ную опо­ру и уте­ше­ние.

Иным был образ Бого­яв­лен­ско­го собо­ра. На месте его преж­де сто­ял собор издав­на суще­ство­вав­ше­го здесь Кре­сто­воз­дви­жен­ско­го мона­сты­ря. Пожар 1773 года, испе­пе­лив­ший весь город, кремль и его дере­вян­ную застрой­ку, погу­бил и его. Его не ста­ли вос­ста­нав­ли­вать, решив постро­ить здесь новый, более вме­сти­тель­ный и соот­вет­ству­ю­щий новым вку­сам. Пра­во на стро­и­тель­ство ново­го кафед­раль­но­го собо­ра полу­чил под­ряд­чик из поса­да Боль­шие Соли Сте­пан Андре­евич Воро­ти­лов (1741–1792 годы).

По быто­вав­шей тра­ди­ции, под­ряд­чик, взяв­ший­ся стро­ить зда­ние, обя­зан был пред­ста­вить и свой про­ект, то есть сов­ме­щать в одном лице и архи­тек­то­ра, и инже­не­ра, и смет­чи­ка, и орга­ни­за­то­ра само­го стро­и­тель­ства. Он дол­жен был обла­дать позна­ни­я­ми и в архи­тек­ту­ре, и в смеж­ных с ней искус­ствах. Воро­ти­лов – лич­ность во мно­гом для нас зага­доч­ная; где и у кого он учил­ся, нам неиз­вест­но. Судя по мно­гим сохра­нив­шим­ся его построй­кам, это мастер пере­ход­но­го вре­ме­ни – меж­ду барок­ко и клас­си­циз­мом. Но преж­де все­го – это искон­но рус­ский худож­ник, вос­пи­тан­ный на тра­ди­ци­ях рус­ско­го зод­че­ства. Постро­ив мно­же­ство зда­ний (свет­ских и куль­то­вых), он умер в бед­но­сти. Доби­ва­ясь совер­шен­ства, он под­час за свой счет пере­де­лы­вал уже гото­вые части сво­их постро­ек и щед­ро рас­пла­чи­вал­ся с рабо­чи­ми. Стро­и­те­ля­ми были его брат и сын.

Бого­яв­лен­ский собор Костром­ско­го крем­ля. Фото нача­ла ХХ века.

Аква­ре­ли и фик­са­ци­он­ные чер­те­жи сере­ди­ны XIX века дают пред­став­ле­ние о коло­ри­сти­че­ском реше­нии фаса­дов Бого­яв­лен­ско­го хра­ма: на голу­бом фоне стен выде­ля­лись эле­мен­ты орде­ра и деко­ра­тив­ные обрам­ле­ния про­емов, кра­шен­ные в белый цвет. Золо­ту кре­стов и купо­лов отве­ча­ли бес­чис­лен­ные золо­че­ные вазы, рас­став­лен­ные по яру­сам коло­коль­ни и лест­ни­цам боко­вых кры­лец. Золо­ты­ми звез­да­ми был усы­пан синий купол ротон­ды. Золо­том мер­ца­ли цифер­бла­ты часов.

Одно­вре­мен­но с собо­ром Воро­ти­лов стро­ит допол­ни­тель­ную лест­ни­цу в восточ­ную гале­рею Успен­ско­го хра­ма, с див­ной по кра­со­те вось­ми­гран­ной сенью в ее нача­ле. Поста­вив ее перед коло­коль­ней по его оси, он ком­по­зи­ци­он­но объ­еди­нил оба собор­ных зда­ния.

Несо­мнен­ным тво­ре­ни­ем Воро­ти­ло­ва были и Свя­тые воро­та в огра­де крем­ля. Окон­чив в 1791 году рабо­ты в крем­ле, на сле­ду­ю­щий год он умер, едва пере­сту­пив порог сво­е­го 50-летия.

Внут­рен­ний вид Успен­ско­го кафед­раль­но­го собо­ра. Фото нача­ла ХХ века.

Шло вре­мя, рос город, и Бого­явленский храм стал тесен. В 1866–1868 годах по про­ек­ту неиз­вест­но­го нам архи­тек­то­ра он был корен­ным обра­зом рекон­стру­и­ро­ван, в пол­то­ра раза уве­ли­чив свою пло­щадь. Воз­ник по суще­ству новый храм – с огром­ным молель­ным залом, пятью полу­круг­лы­ми апси­да­ми (апси­да ста­ро­го хра­ма была сохра­не­на и ста­ла сред­ней меж­ду четырь­мя новы­ми). Был разо­бран свод, отде­ля­ю­щий хра­мо­вое про­стран­ство от вен­ча­ю­щей ротон­ды, и она ста­ла све­то­вой3. В свою оче­редь, это зна­чи­тель­но улуч­ши­ло вен­ти­ля­цию хра­ма. Крыль­ца на боко­вых фаса­дах не вос­ста­нав­ли­ва­лись, и для эва­ку­а­ци­он­но­го выхо­да из хра­ма была сде­ла­на закры­тая лест­ни­ца у запад­ной сте­ны основ­но­го объ­е­ма (к севе­ру от при­тво­ра). Хотя силу­эт хра­ма суще­ствен­но не изме­нил­ся, он стал более гро­мозд­ким. К чести авто­ра рекон­струк­ции, она была мак­си­маль­но так­тич­на и архи­тек­ту­ра добав­ле­ний вполне соот­вет­ство­ва­ла под­лин­ни­ку. Сохра­не­ны были даже пере­ход­ная с пери­ла­ми дорож­ка над конь­ком кров­ли и коль­це­вой бал­кон в осно­ва­нии све­то­вой ротон­ды. К сожа­ле­нию, при рекон­струк­ции погиб­ли пер­во­на­чаль­ный ико­но­стас и внут­рен­няя мра­мор­ная отдел­ка.

Новый ико­но­стас нес все при­зна­ки упад­ка сти­ля. В те же годы Бого­яв­лен­ский собор полу­чил кало­ри­фер­ное отоп­ле­ние.

Хра­мы крем­ля были посвя­ще­ны: 

1. Успен­ский собор: 
– Успе­нию Божи­ей Мате­ри (глав­ный пре­стол),
– свя­то­му вели­ко­му­че­ни­ку Фео­до­ру Стра­ти­ла­ту (при­дел). 

2. Бого­яв­лен­ский собор:
Бого­яв­ле­нию – Кре­ще­нию Гос­под­ню (глав­ный пре­стол). 

Южный при­дел:
– в честь явле­ния чудо­твор­ной Фео­до­ров­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри,
– в честь свя­то­го бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го и пре­по­доб­но­го Иоси­фа Пес­но­пис­ца4

Север­ный при­дел:
– в честь Бого­люб­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри и в честь муче­ни­ка Пла­то­на5.

В 1878 году в сред­ней части под­валь­но­го поме­ще­ния хра­ма был устро­ен при­дел в честь пре­по­доб­но­го Сер­гия Радо­неж­ско­го. При­дел слу­жил усы­паль­ни­цей костром­ских архи­пас­ты­рей. В июле 1934 года все, что назы­ва­лось крем­лем, что оли­це­тво­ря­ло город, люби­мей­шее дети­ще костро­ми­чей – все было взо­рва­но. К насто­я­ще­му вре­ме­ни под­го­тов­лен деталь­ный план вос­со­зда­ния всех соору­же­ний крем­лев­ско­го ансам­бля – собо­ров, огра­ды с вра­та­ми, Цар­ской бесед­ки.

Пуб­ли­ку­ет­ся по изда­нию:
Васи­льев Л.С. Об архи­тек­тур­ном насле­дии Костром­ско­го края.
Костро­ма, 2014. С. 1517. 

Эта ста­тья была напи­са­на авто­ром в 1995 году, впер­вые опуб­ли­ко­ва­на в 2002 году.
На нашем сай­те пуб­ли­ку­ет­ся в сокра­ще­нии.

Вид на собор­ный ансамбль с пра­во­го бере­га Вол­ги. Сле­ва вид­ны Цар­ская бесед­ка и за ней – стро­я­щий­ся памят­ник в озна­ме­но­ва­ние 300-летия цар­ство­ва­ния Дома Рома­но­вых.
Фото деся­тых годов ХХ века (ори­ен­ти­ро­воч­но 1915 год).

При­ме­ча­ния редак­ции сай­та:

1. Дата явле­ния услов­на, обыч­но гово­рят о кон­це пяти­де­ся­тых  нача­ле шести­де­ся­тых годов XIII века. Сло­ва авто­ра о посвя­ще­нии хра­ма Фео­до­ров­ской иконе не сле­ду­ет пони­мать бук­валь­но (в смыс­ле освя­ще­ния пре­сто­ла).
2. «Сохра­ни­лись в собо­ре пись­мен­ные ука­за­ния о том, что Успен­ский собор был рас­пи­сан и до боль­шо­го пожа­ра 1773 года, спа­лив­ше­го всю внут­рен­ность собо­ра. Но тепе­реш­няя живо­пись вся отно­сит­ся к кон­цу XVIII сто­ле­тия, когда собор капи­таль­но после пожа­ра воз­об­нов­лял­ся» (Про­то­и­е­рей Иоанн Сыр­цов. «Стен­ная живо­пись в костром­ском Успен­ском кафед­раль­ном собо­ре», 1908 год).
3. Раз­бор­ка это­го сво­да состо­я­лась в 1884 году, суще­ствен­но позд­нее основ­ных работ по рекон­струк­ции собо­ра.
4. С уче­том цер­ков­ной тра­ди­ции пра­виль­нее – во имя свя­то­го бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го и пре­по­доб­но­го Иоси­фа Пес­но­пис­ца.
5. То же: во имя муче­ни­ка Пла­то­на.

Вос­со­здан­ный Бого­яв­лен­ский собор Костром­ско­го крем­ля в день его освя­ще­ния 24 сен­тяб­ря 2023 года.

Ссыл­ки

Костромской кремль